Запретный город в разрезе

1
Запретный город в разрезе
Запретный город в разрезе

ВЕЛИКИЕ ЗДАНИЯ МИРА

От Собора Парижской Богоматери до Запретного города

Египтяне и жители соседних государств были первыми, но не единственными, кто с троил чудесные дворцы, гробницы и храмы. На всех континентах люди рубили лес и высекали из горной породы (В Разрезе: Шахта) каменные блоки, чтобы возводить грандиозные сооружения.

Мечеть Ибн Тулуна, Каир, Египет ВЕЛИКИЕ ЗДАНИЯ МИРА
ВЕЛИКИЕ ЗДАНИЯ МИРА: Мечеть Ибн Тулуна, Каир, Египет

Древние племена Центральной Америки основали великий город Теотиуакан, огромные пирамиды которого были видны за много километров. Индейцы майя построили в Паленке пирамиды с храмами на вершинах и прекрасный дворец для своего правителя Пакаля.

Паленке, Мексика ВЕЛИКИЕ ЗДАНИЯ МИРА
ВЕЛИКИЕ ЗДАНИЯ МИРА: Паленке, Мексика

В Ушмале они возвели дворец, каменные стены которого тянулись, насколько хватало глаз. Инки же в своей столице Куска украшали здания золотом. В Индии строители высекали храмы прямо из скал, покрывая их каменные стены резными изображениями
богов Вишну и Шивы.

Индийский метод строительства скальных храмов распространился по всей Юго- Восточной Азии. Так, в Камбодже был построен «храм гора» — Ангкор-Ват, -посвящённый Вишну.

Индуистский храм Ангкор-Ват Камбоджа ВЕЛИКИЕ ЗДАНИЯ МИРА
ВЕЛИКИЕ ЗДАНИЯ МИРА: Индуистский храм Ангкор-Ват Камбоджа

Его высокие каменные башни возвышались над основанием, словно огромные облака. Когда европейские путешественники впервые увидели Ангкор- Ват, они были потрясены. «Этот храм грандиознее всего наследия Греции и Рима» , — сказал один из них.

Арабы строили в Северной Африке и Испании мечети. В их дворах, украшенных замысловатой резьбой и изразцами, слышался не шум города, а плеск воды и тихие молитвы.

Примерно в то же время, когда древние римляне начали завоёвывать Европу, на востоке появилась Китайская империя, там изобретатели, учёные и философы развивали идеи, со временем изменившие мир.

Китайская архитектура

Китайская архитектура отличалась от европейской, африканской и американской. Все здания здесь строились из дерева. Большинство из них были невысокими, с колоннадой вокруг первого этажа, внутри которой можно было спрятаться от солнца и дождя. Но иногда строители возводили огромные многоэтажные пагоды, в которых площадь каждого следующего этажа была меньше площади предыдущего.

Китайские плотники изобрели собственные способы соединения деревянных деталей, позволявшие создавать изгибающиеся, будто еловые ветви, крыши. Снаружи крыши были по крыты блестящей глазурованной черепицей, а концы их деревянных балок украшали резные головы драконов.

Внутри китайские дома были намного комфортнее, чем европейские. Их полы застилали мягкими циновками, а стены обтягивали шёлком. В комнатах стояла изящная мебель и изысканные вазы из тончайшего фарфора.

Соседние страны быстро переняли китайские методы строительства и украшения зданий, несколько видоизменив их.

У корейских деревянных храмов была более сложная конструкция.

Кинкаку-дзи, или Золотой павильон

Японцы же не хотели жить в домах с постоянной планировкой. Поэтому вместо межкомнатных стен они ставили съёмные перегородки. Китайские строители любили пышность и яркие цвета в архитектуре, тогда как японцы предпочитали скромность и простоту. «‘Дерево совершенно само по себе, — считали они, — его не нужно украшать». Японцы устилали пол скромными циновками из рисовой соломы, а внешние стены домов делали раздвижными, чтобы любоваться прекрасным видом на сад. Для них дом был местом, где можно было укрыться от внешнего мира, местом спокойствия и созерцания.

Так же считал и сегун Асикага Ёсимицу, назначенный в то время правителем страны. Весь день он работал, читая отчёты и проводя встречи со своими советниками. Ночью сёгун возвращался домой обессиленным, и только на берегу маленького озера, где
листья деревьев касались в оды, к нему возвращались силы и душевное спокойствие.

Берег озера стал для него самым любимым местом на Земле. А когда он отошёл от дел, то решил построить здесь небольшой дом. Кинкаку-дзи, или Золотой павильон, был светлым и «Прозрачным», как вода, в которой отражались его тонкие колонны.

Великие здания: Кинкаку-дзи, Киото, Япония
Великие здания: Кинкаку-дзи, Киото, Япония

Каждый вечер, когда солнце скрывалось за горизонтом, Асикага Ёсимицу выходил на балкон, чтобы почувствовать, как отступают его заботы.

Однако не все восточные правители предпочитали жить в уединении. В то время Китай был самой большой страной на Земле, поэтому когда третий правитель династии Мин император Чжу Ди решил построить новый дворец в Пекине, он думал вовсе не о маленьком павильоне с изящными колоннами. Он создавал целый город.

ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД

Запретный город, Пекин, Китай, 1406 г.

Император Чжу Ди назвал свой дворец Цзыцзиньчэн, или Пурпурный Запретный город. Никто не мог войти в него без приглашения. За рвом шириной в пятьдесят метров возвышались стены в форме идеально ровного прямоугольника с башнями по углам. Стены были выкрашены в пурпурный цвет — цвет удачи. У ворот каждой из них брали своё начало длинные прямые дороги — они тянулись через императорский город Пекин
к самым отдалённым уголкам Китая.

В Запретном городе , сидя на золотом троне, император правил всей страной. В каждом городе, в каждой деревне, на каждом поле слово Чжу Ди было законом. За тысячи километров от дворца воин мог попасть под арест, вельможа — лишиться должности, а семья — нечаянно разбогатеть по милости императора. Для китайцев Запретный город был центром Вселенной, а для императорской семьи — Китаем в миниатюре.

Великие здания: Запретный город, Пекин, Китай, 1406 г.
Великие здания: Запретный город, Пекин, Китай, 1406 г.

Войдя через Полуденные ворота, гости императора попадали на огромный двор , через который протекал канал под названием Внутренняя Золотая Вода. Он пересекал
весь город. По одному из пяти мостов можно было дойти до Ворот Высшей Гармонии, ведущих на территорию Внешнего Дворца, который предназначался для официальных встреч императора. За воротами посетители падали ниц, поскольку их взору открывался великолепный Зал Высшей Гармонии , поднятый на высокий мраморный постамент. В центре Зала под резным драконом, свернувшимся кольцом на потолке,
восседал на золотом троне великий император.

Китайский дракон

Вокруг Зала Высшей Гармонии находились великолепные павильоны, дворы и колоннады. Дополняя друг друга, они составляли красивейший ансамбль. Каждое здание имело своё предназначение и своё название. Например, в городе был павильон Военной до блести и павильон Литературной славы. Эти и многие другие достижения китайской культуры нашли отражение в архитектуре Запретного города.

Однако большая часть города была скрыта от глаз посетителей : здесь жила семья императора. Чжу Ди жил во Дворце Небесной Чистоты, а его супруга — во Дворце Земного Спокойствия.

Из поколения в поколение императоры правили Китаем из-за стен Запретного города.

Они никогда не видели своих подданных. Курьеры спешили с донесениями к воротам города, армии уходили воевать в дальние земли, но внутри дворца ничего не менялось. Повара всё так же готовили сказочные яства, а слуги падали ниц перед троном. Казалось, время здесь остановилась.

Однако ничья власть не может длиться вечно: армии терпят поражения, а правителей свергают. Потомки Чжу Ди не смогли сохранить за собой престол, и в Запретном городе воцарилась другая династия — Цин. Река Золотая Вода продолжала течь по прекрасным
дворам, а в императорских садах по-прежнему распускались цветы, но сам Китай постепенно терял свою силу.

Мир изменился: из далёких западных стран пришли завоеватели; полководцы враждовали между собой, ослабляя армию. Императоры всё так же издавали указы, сидя в Запретном городе, но им уже никто не подчинялся. Они повелевали начать битву — но военные не выполняли приказов. В начале ХХ века императорская
власть ослабла настолько, что страной стали править другие люди, а жители Запретного города даже не подозревали об этом.

Последний император был совсем ребёнком. Слуги сказали ему, что он правит огромной страной, но мальчик не знал, как выглядит Китай, потому что никогда не выходил за пределы дворца. Однажды слуги покинули императора. Он стоял перед Залом Высшей
Гармонии и наблюдал, как некогда верные ему люди уходят через Ворота Высшей Гармонии. Затем юный император обежал весь дворец.

Он смотрел с мраморного моста на реку, сидел на троне под свернувшимся
драконом, бродил по пустым залам и безлюдным галереям, и звуки его шагов эхом разносились по «небесному дворцу», медленно погружавшемуся в забвение.

Чжу Ди мечтал о дворце, из которого можно управлять миром. Дворец выстоял, но мечте так и не суждено было осуществиться.

Китайские консоли

Для изгибающихся крыш китайские строители изобрели собственную конструкцию. В их постройках кровля опиралась не на ровные стропильные балки, а на зигзагообразные консоли — доугуны. Собирая вырезанные особым образом деревянные
детали «В замок», их крепили под прямым углом к опорному столбу. К первой консоли присоединялея другой доугун. Консоли поднимались с двух сторон, пока не встречались в центре.

Консоль крепится к опоре только с одной стороны
Консоль крепится
к опоре только с одной
стороны
Консольная конструкция крыши в китайском доме
Консольная конструкция крыши в китайском доме

Лишь спустя несколько веков люди в других частях света поняли, насколько надёжна эта конструкция, и стали использовать её для постройки огромных сооружений, таких как мост Форт-Бридж в Шотландии и Квебекский мост в Канаде.

Квебекский мост, Канада
Квебекский мост, Канада

 

Запретный город в разрезе

В центре Запретного города на высоком мраморном основании располагались три деревянных павильона, украшенных резьбой и росписями. В них император принимал гостей и проводил официальные церемонии.

 

Запретный город в разрезе
Запретный город в разрезе

Расшифровка обозначений :

  1. Через центральный вход мог пройти только император.
  2. Императора всегда окружали слуги и солдаты.
  3. Крыши были украшены изображениями рыб и других водных обитателей. Считалось, что они защищают дворец от огня.
  4. На потолке над императорским троном был вырезан свернувшийся в кольцо дракон.
  5. Трон императора
  6. Зал высшей гармонии был сердцем Запретного города.
  7. Постамент для императорского трона был отделан золотом.
  8. Зал Полной Гармонии служил для отдыха императора между церемониями.
  9. Трон императора
  10. Зал сохранения Гармонии предназначался для банкетов и праздничных церемоний.
  11. Черепица золотого цвета
  12. Карнизы крыш были богато украшены резьбой
  13. Каждый павильон был окружён галереями с деревянными колоннами пурпурного цвета.
  14. Трехъярусные мраморные платформы поднимали главные павильоны над землёй.
  15. Трон императора
  16. В бронзовых котлах стояла вода на случай пожара
  17. Массивные деревянные колонны поддерживали крышу.

 

Запретный город видео

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Как все было красиво, и война все разрушило. Великие были люди. Спасибо за статью. Очень интересно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.