Япония: Химическая авиационная бомба

0
Японские химические авиабомбы. Осень 1945 г.
Японские химические авиабомбы. Осень 1945 г.

Япония: Химическая авиационная бомба

Это статья продолжение цикла статей о Японском химическом оружие, начало: «Химическое оружие страны восходящего солнца«.

50-КИЛОГРАММОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, ТИП 92.

Общая длина авиабомбы с хвостовым оперением — 114,3 см. Длина корпуса — 67,3 см, диаметр — 19 см. Вес окончательно снаряжённой бомбы составлял 50 кг.
Бомба снаряжалась смесью иприта и люизита массой 23 или 30 кг.
Корпус авиабомбы изготавливался из стального листа толщиной 4,8 мм в виде металлического герметичного баллона, к передней части которого на болтах или штифтах крепилась литая пустотелая головная часть оживальной формы, а к донной части приваривался хвостовой конус корпуса. К конической части корпуса приваривали четырёхперистый стабилизатор с двойными подкосами для увеличения жёсткости. Длина оперения — 47 см, размах — 23,4 см. От головной части корпус авиабомбы отделяла толстостенная перегородка, служившая втулкой для крепления запального стакана.

Пустотелая головная часть авиабомбы служила для размещения заряда ВВ и взрывателя, под который имелось нарезное очко. Разрывной заряд из пикриновой кислоты располагался в запальном стакане, промежуточный детонатор из тетрила (мгновенного действия, тип 1, или с замедлением, тип 2), пороховой усилитель и капсюль-воспламенитель помещались в
головной части. Масса ВВ неизвестна. Взрыватель ударный, тип A-2(a), A-2(b), A-2(c). Общая длина с крыльчаткой — 5,7 см, масса неизвестна.

1 — 50-килограммовая химическая авиабомба, тип 92; 2 — 50-килограммовая химическая авиабомба, тип 100. Япония: Химическая авиационная бомба
1 — 50-килограммовая химическая авиабомба, тип 92; 2 — 50-килограммовая химическая авиабомба, тип 100.

Существовало два варианта цветовой маркировки авиабомбы типа 92. При первом варианте корпус окрашивался в серовато-зелёный цвет. На головную часть бомбы наносились красная и голубая кольцевые полосы, жёлтая и белая полосы наносились на корпус бомбы перед подвесным ушком и ещё одна жёлтая полоса — за подвесным ушком. При втором варианте корпус бомбы окрашивался в голубовато-серый цвет. Жёлтая и белая кольцевые полосы наносились между головной частью и подвесным ушком, а ещё одна жёлтая полоса — между конусом хвостового оперения и подвесным ушком.

50-КИЛОГРАММОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА, ТИП 100

Общая длина авиабомбы с хвостовым оперением без взрывателя — 102,9 см. Длина корпуса — 70,8 см, диаметр — 18,4 см. Вес окончательно снаряжённой бомбы составляет 53,2 кг. Бомба снаряжалась смесью фенил-карбиламиндихлорида и дымообразующего вещества (раствор хлорсульфоновой кислоты). Фенилкарбиламин-дихлорид слаботоксичен, но оказывает раздражающее воздействие на кожу, и поэтому применялся в начале Первой мировой войны. От использования этого химического вещества быстро отказались из-за его нестойкости при хранении и быстрого рассеивания на местности. Авиабомба типа 100 могла снаряжаться белым фосфором, и в этом случае её масса составляла 43,5 кг.

Химические авиабомбы, тип 100. Япония: Химическая авиационная бомба
Химические авиабомбы, тип 100.

Корпус авиабомбы изготавливался из стального листа толщиной 3,3 мм в виде металлического герметичного баллона с массивной головной частью, которая служила втулкой для крепления запального стакана. К ней на болтах крепилась литая пустотелая головная часть оживальной формы. Головная часть имела нарезное очко для ввинчивания взрывателя. К донной части корпуса авиабомбы приваривался четырёхперистый стабилизатор из листового железа. Длина оперения — 40,6 см, размах — 24,8 см. Взрыватель ударный, типа A-2(a) или D-5. Разрывной заряд помещался в пустотелой головной части и в запальном стакане, который в зависимости от снаряжения авиабомбы имел длину 44,3 см (смесь дымообразующего вещества с БОВ) или 29,5 см (белый фосфор).

Существовало два варианта нанесения цветовой маркировки на авиабомбы типа 100. При первом варианте корпус окрашивался в серый цвет с красной кольцевой полосой на головной части. Жёлтая и белая полосы наносились на корпус бомбы перед подвесным ушком и ещё одна жёлтая полоса за подвесным ушком. При втором варианте корпус бомбы окрашивался в голубовато-серый цвет с красной кольцевой полосой на головной части. Жёлтая и белая кольцевые полосы наносились между головной частью и подвесным
ушком, а ещё одна жёлтая полоса — между конусом хвостового оперения и подвесным ушком.

ХИМИЧЕСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ БОМБЫ ТИП 1, №.6, MK 1; ТИП 4, №.6; №.6, MK 1

Авиабомбы предназначались для нанесения ударов морской авиацией по неземным объектам. Обозначение этих бомб не имеет ничего общего с японскими и дано американцами, которым были неизвестны их японские название и индексы.

Общая длина авиабомбы типа 1, №.6, MK 1 с хвостовым оперением без взрывателя — 101,6 см, диаметр — 19,9 см. Масса бомбы неизвестна. Общая длина авиабомбы №.6, MK 1 с хвостовым оперением без взрывателя — 107,2 см, диаметр — 24 см. Вес окончательно снаряжённой бомбы №.6, MK 1 составлял 69 кг.

Бомбы снаряжались ипритом, загущённым метакрилатом и поливиниловым спиртом. Масса БОВ составляла 23 кг для авиабомбы №.6, MK 1 или 18 кг для авиабомбы типа 1, №.6, MK 1. Иприт являлся стандартным типом БОВ для снаряжения авиабомб, однако могли использоваться любые другие отравляющие вещества. Корпуса авиабомб окрашивались в серый цвет. Цветовая маркировка авиабомбы типа 4, №.6 MK 1 неизвестна, у №.6, MK 1 на головную часть наносились зелёная и жёлтая кольцевые полосы, ещё одна или две жёлтые
полосы наносились на подкосы стабилизатора.

Химические авиабомбы морской авиации. 1 — тип 1, №.6; 2 — MK 1 и №.6, MK 1; 3 — Тип 4, №.6
Химические авиабомбы морской авиации. 1 — тип 1,
№.6; 2 — MK 1 и №.6, MK 1; 3 — Тип 4, №.6

Конструкция химических авиабомб типа 1, №.6, MK 1 и №.6, MK 1 отличалась от авиабомб типа 92 и типа 100. Их корпус состоял из трёх частей — литой головной части оживальной формы, цилиндрической средней части и хвостового конуса, к которому крепилось оперение. У авиабомбы типа 1, №.6, MK 1 литая головная часть крепилась к цилиндрическому корпусу с помощью непрерывного сварного шва и двумя рядами заклёпок, по 10 в каждом. Для присоединения хвостового конуса к цилиндрическому корпусу служил воротник, к которому конус крепился непрерывным сварным швом. Воротник вставлялся в конец корпуса и закреплялся двумя рядами винтов, по 14 в каждом.

У авиабомбы №.6, MK 1 литая головная часть крепилась к цилиндрическому корпусу с помощью непрерывного сварного шва и двух рядов точечной сварки, по 16 точек в каждом. Хвостовой конус крепился к воротнику непрерывным сварным швом и одним рядом из 16 точек точечной сварки. Воротник вставлялся в конец корпуса и закреплялся двумя рядами винтов, по 16 в каждом.

Для более рационального использования внутреннего объёма авиабомбы заряд БОВ заполнял весь корпус, включая хвостовой конус, пустующий у других японских химических авиабомб. В каждой бомбе находилось по две ёмкости, заполненные БОВ, которые имели форму корпуса авиабомбы и были помещены внутрь, а для герметичности залиты парафином. Ёмкость цилиндрической формы имела сквозной канал для заряда ВВ и помещалась в цилиндрической части корпуса. От головной части её отделял диск распорной
детали. Другая ёмкость конической формы помещалась в хвостовом конусе бомбы. Пустотелая головная часть авиабомбы служила для размещения заряда ВВ и взрывателя. Разрывной заряд типа 98 из тротила массой 4 кг располагался в сквозном канале цилиндрической ёмкости. Взрыватель ударный, типа A-3(a).

О размерах, общей массе и массе заряда авиабомбы типа 4,№.6, а также типе БОВ, которым она снаряжалась и цветовой маркировке ничего неизвестно. Сохранилось только общая информация о ней. Однако конструкция этой авиабомбы достаточно интересна, чтобы привести её описание.

Японские химические авиабомбы. Осень 1945 г.
Японские химические авиабомбы. Осень 1945 г.

При создании типа 4, №.6 преследовалась цель максимальной экономии стали, и поэтому практически всю авиабомбу — головную часть, корпус и оперение —сделали из клеёной фанеры. Стальной переходник для стандартного морского взрывателя с промежуточным детонатором был вделан в головную часть. Вовнутрь корпуса бомбы помещалась герметичная ёмкость цилиндрической формы, имевшая в центре выемку для размещения центрального разрывного заряда.

Продолжение следует…

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.