В Разрезе: Во-ле-Виконта

0
В Разрезе: Во-ле-Виконта
В Разрезе: Во-ле-Виконта

В Разрезе: Во-ле-Виконта

Барокко в Европе

От Тадж-Махала до Во-ле-Виконта

Благодаря книгам Андреа Палладио классическая архитектура распространилась по всей Европе. Больше никто не возводил готические здания: люди хотели, чтобы их дома и церкви походили на античные. Каменщики научились вырезать скрученные в бараньи рога волюты на калителях ионических колонн. Сами здания стали симметричными, их форма и детали повторяли геометрические фигуры.

Квинс-хаус, Лондон
Квинс-хаус, Лондон

Однако принцип совершенной простоты Палладио в скором времени стал забываться. Католическая церковь переживала тогда тяжёлые времена: целые страны начали исповедовать протестантизм. Чтобы вернуть людей в церкви, Папа Римский начал строить их настолько великолепными, что потрясённые прихожане в благоговении преклоняли колени.

Самым грандиозным проектом Папы стала перестройка собора Святого Петра. Римские архитекторы XVI века стремились превзойти друг друга в создании невероятных архитектурных форм. Вместо круглых или квадратных залов они проектировали
овальные, шестиугольные и восьмиугольные. Максимально усложняли резьбу, облицовывали стены разноцветным мрамором, а дверные проёмы украшали статуями.

Площадь Святого Петра
Площадь Святого Петра

Несимметричные купола новых храмов поднимались в небо под неожиданными углами. В классическом стиле колонны распределялись в здании равномерно. Теперь же архитекторы соединяли их парами, ставили друг на друга, наклоняли к мостовой. Классические колонны были ровными, в новом же стиле они могли скручиваться в спираль. Иногда стена здания выглядела так, будто её гладкую поверхность «взорвали»
колонны. Новую архитектуру люди назвали барокко, что в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы».

Самыми известными римскими архитекторами, работавшими в стиле барокко, были Джованни Бернини и Франческа Борромини. Бернини был душой общества, имел, друзей среди знати. Борромини же слыл угрюмым человеком, жил в одиночестве и одержимо работал по ночам. Бернини перестроил площадь собора Святого Петра — главного католического храма.

Площадь Навона, Рим
Площадь Навона, Рим

Он сделал её овальной и окружил двумя огромными полукруглыми колоннадами, примыкавшими к собору. Борромини же строил маленькие, тёмные церкви, странные формы которых заставляли людей шептаться, будто он сошёл с ума.

Эти двое ненавидели друг друга

Говорили, что их соперничество вспыхнуло после того, как на одной из площадей Рима Борромини построил церковь с изогнутым фасадом и нависшим над ним куполом.
Бернини же попросили спроектировать фонтан в центре площади — и архитектор украсил его каменными скульптурами, которые будто бы в ужасе отворачивались
от церкви Борромини.

Здания в стиле барокко казались настолько причудливыми, что их невозможно было забыть. Не только итальянцы полюбили эту архитектуру. Когда Лондон сгорел в Великом пожаре, Кристофер Рен заново отстроил в этом стиле собор Святого Павла. Испанцы, завоевав Южную Америку, принялись строить там барочные церкви, чтобы заставить местное население трепетать перед силой христианского Бога.

Европейские короли тоже мечтали о новых дворцах в стиле барокко. Самым могущественным из них был король Франции Людовик XIV. Однако первый барочный дворец в этой стране построил вовсе не он. К ярости короля, роскошное здание возвёл один из его министров!

ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК ФРАНЦИИ

Во-ле-Виконт, Франция, 1657 г.

Самым богатым человеком Франции в то время был министр финансов Николя Фуке. Он не принадлежал к знатному роду, но мог позволить себе строительство роскошного дворца.

Фуке купил поместье Во-ле-Виконт в пригороде Парижа и нанял лучших французских архитекторов и художников. Луи Лево спроектировал дворец, Шарль Лебрен украсил его, а Андре Ленотр заложил сады. Когда строительство было закончено, Фуке устроил грандиозный праздник, какого ещё не видела Франция.

Во-ле-Виконт, Франция
Во-ле-Виконт, Франция. В Разрезе: Во-ле-Виконта

Специально к этому случаю Фуке поручил написать пьесу великому драматургу Мольеру. Для подготовки ужина на тысячу персон был приглашён лучший повар Франции. На террасах Во — ле — Виконта играли музыканты, лакеи разносили подносы с шампанским, а в полночь небо осветил фейерверк. Все гости были одеты по последней моде, но Фуке облачился в самый изысканный костюм.

Король Людовик XIV был одним из приглашённых. Он не улыбнулся в ответ на приветствие Фуке. Его собственный наряд не был столь элегантен, как костюм хозяина, а по сравнению с Во-ле-Виконтом дворцы Людовика выглядели старомодными. В то время как Фуке показывал гостям сады и отделанные мрамором комнаты, лицо короля становилось всё более мрачным.

Фуке понял свою ошибку и попытался успокоить Людовика, но было уже слишком поздно: король выбежал из дворца в ярости. Для министра это означало конец карьеры. «В шесть часов вечера Фуке был словно король Франции,- сказал писатель
Вольтер. — А в два часа ночи он был никем!».

Фуке арестовали и бросили в тюрьму, где он и умер 19 лет спустя. Однако про его дворец не забыли. Король пригласил мастеров , создавших Во-ле-Виконт, и приказал построить в этом же стиле новую королевскую резиденцию в Версале, недалеко от Парижа.

Версальский дворец получился намного больше, чем Во-ле-Виконт. Его сады занимали огромную территорию, а праздники, проводимые там, отличались утончённой роскошью.

Людовик всегда хотел, чтобы подданные повиновались ему, а соперники — боялись . Обосновавшись в новом дворце, король Франции становился всё более могущественным , и однажды Людовика XIV признали величайшим монархом Европы.

В Разрезе: Во-ле-Виконта

В Разрезе: Во-ле-Виконта
В Разрезе: Во-ле-Виконта

 

Расшифровка обозначений:

  1. Ко входу вела широкая лестница.
  2. Большая гостиная под куполом
  3. Фронтон
  4. Угловой павильон
  5. Внешняя оболочка купола поддерживалась деревянными фермами.
  6. Винтовая лестница
  7. Латерна — световая башенка
  8. Внутренняя оболочка купола
  9. Вестибюль
  10. Спальня Фуке располагалась на втором этаже
  11. На мансардном этаже были комнаты для гостей и прислуги.
  12. в цокольном этаже располагались кухни и кладовые.
  13. Зал Муз — главный зал в доме Фуке
  14. Перед гостиными находились прихожие
  15. Лестница
  16. Открытая терраса с видом на сады

Замок Во-ле-Виконта видео

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.