В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия

0
В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия
В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия

ГОРЕ ИМПЕРАТОРА

В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия, 1632

Европейские архитекторы были не единственными, кто использовал законы симметрии и принципы математики для строительства совершенных зданий. Храмы майя и инков в Южной Америке тоже были симметричными, равно как и индуистский храм Ангкор-Ват.

Архитекторы-мусульмане разработали систему пропорций, которая позволяла создавать удивительно гармоничные здания.

После того как турки завоевали Византию, великий архитектор Мимар Синан, живший примерно в то же время, что и Андреа Палладио, построил там абсолют но симметричные мечети с куполом в центре и башнями-минаретами в каждом углу.

Когда собор Святой Софии стал мечетью, османские инженеры, изучив его конструкцию, начали распространять полученные знания по всему мусульманскому миру. В иранском городе Исфахане были построены мечети, купола которых возвышались над пустыней, и путники, совершавшие долгий переход из Китая в Европу, могли видеть их за много километров. Купол самой большой в Исфахане Шахской мечети возносился к небу на 53 метра и был облицован блестящими голубыми и зелёными изразцами.

Собор Святой Софии
Собор Святой Софии

Постепенно расширяя свои государства, мусульманские правители из династии Маголов завоевали Северную Индию. Увидев её потрясающие храмы, они были восхищены умением индусов обрабатывать камень. Здесь архитекторы Моголов стали строить здания в своей традиционной манере- совершенно симметричные,
геометрически правильной формы. Но при этом, используя талант местных мастеров, они покрывали сооружения вырезанными в камне декоративными орнаментами.

Неподалёку от индийской столицы Дели строители возвели здание, не менее прекрасное, чем вилла Андреа Палладио. Однако предназначалось оно отнюдь не для
отдыха и развлечений . Это была гробница.

Читайте так же : Начало нуля. Уроки древней Индии

Император Шах-Джахан

Вошёл в историю как самый могущественный правитель династии Моголов. Он прославился своими завоеваниями, и сокровища его были несметны . Многие правители завидовали Шах-Джахану , а воины трепетали, услышав его имя. Только для шаха ничто в мире не имело значения, кроме любви к жене, которую он ласково называл Мумтаз-Махал, или Украшение Дворца.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан
Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Когда Мумтаз-Махал заболела и умерла, Шах-Джахан был убит горем. В знак своей глубокой скорби он приказал архитекторам построить для жены гробницу,
ставшую настоящим чудом архитектуры .

Шах решил возвести её на высоком берегу реки. Довольно быстро рабочие вырыли каналы и соорудили огромную платформу — основание для гробницы. Со всей Индии съехались скульпторы, на слонах доставили блоки мрамора, и вот в центре платформы
поднялись белые мраморные стены, инкрустированные драгоценными камнями. Четыре стороны здания с огромными арками посередине были совершенно одинаковыми. В каждом углу платформы стоял изящный минарет.

В центре главного зала гробницы, прямо под куполом, находилась восьмиугольная комната с каменным надгробием, посвящённым Мумтаз-Махал. Стены комнаты были покрыты тончайшей каменной резьбой, изразцами и мозаикой, которые складывались в узоры и священные тексты.

Резные поверхности украшали драгоценные камни. Когда первые лучи солнца прони кали в купол, казалось, будто он светится изнутри.

 

В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия
В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия

«Вид этого мавзолея вызывает скорбные вздохи, писал Шах-Джахан. — И солнце, и луна проливают слезы из глаз своих».

Гробницу назвали Тадж-Махал. Вокруг неё император заложил сады с ручьями и прудами. Глядя на отражения белых стен в их водах, шах думал о своей любимой жене и о том дне, когда он умрёт и, наконец, соединится с Мумтаз-Махал.

ОРНАМЕНТ

Ислам запрещает изображать людей, поэтому мусульманские художники стали непревзойдёнными мастерами в создании орнаментов . Их узоры состояли из замысловатых геометрических фигур или цветов. Мастера наносили рисунок на глиняные плитки и обжигали их в печи. Мусульмане украшали блестящими, как драгоценные камни, зелёными и синими изразцами внутренние дворики своих домов, чтобы в полуденный зной там всегда сохранялась прохлада.

ОРНАМЕНТ

Индийские каменщики украсили гробницу Тадж-Махал на удивление разнообразно. Они вырезали орнамент в камне, процарапывали линии на каменных поверхностях
и втирали в них краску. Были ещё методы украшения, например, в белом мраморе стен высекалея узор из канавок, а затем в них вставлялись крошечные осколки цветного
камня. Эту технику мастера использовали для нанесения на стены гробницы строк из Корана — священной книги мусульман.

ОРНАМЕНТ

В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия

В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия
В Разрезе: Тадж-Махал, Агра, Индия

Расшифровка обозначений :

  1. Главный вход

2. Цветочный орнамент, выложенный мозаикой из цветных камней

3. Цитаты из Корана были выложены мозаикой из чёрного камня.

4. Малые купола на крыше- чхатри- пропускали внутрь свет.

5. Балкон

6. Купол в форме луковицы был построен из кирпича и щебня и облицован мрамором.

7. Подкупольное пространство

8. Полумесяц

9. Внутренняя поверхность кирпичного купола была украшена изображением солнца .

10. Мраморная облицовка крепилась с помощью металлических скоб.

11. Декоративные шпили-гулдаста

12. В центре зала находилась поминальная комната.

13. Проём со стрельчатой аркой — айван

14. Квадратный портал со стрельчатой нишей пештак

15. Цоколь- нижняя часть стен Тадж-Махала был украшен резьбой и драгоценными камнями

16. Ложные гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джаха на находились на возвышении в центре главного зала и были огорожены мраморной решёткой- «джали» с тончайшей сквозной резьбой.

17. Настоящие гробницы с телами Мумтаз-Махал и Шах-Джахана находились в крипте под главным залом.

18. Лестница к крипте

19. Лестница, ведущая в сад

20. Кирпичный цоколь был облицован белым мрамором.

21. Цокольный этаж из кирпича и щебня «поднял» Тадж-Махал над садами.

22. Минарет

23. Винтовая лестница

Тадж-Махал видео

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.