В Разрезе: Шартрский собор

0
В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

От средневековых замков мы решили перейти к архитектуре тех времён и рассмотреть её на примере Шартского собора во Франции. В Разрезе: Шартрский собор.

3D тур. Посмотрите на собор изнутри(Жми на стрелку):

 

Стиль Готика

Сам термин «готика» возник и трактовался, как презрительное обозначение всякой архитектуры, отличной от зодчества Древнего Рима. Рождение этого стиля стало возможным благодаря открытию нового способа распределения нагрузки от тяжёлого свода. Вместо толстых несущих стен вес стали воспринимать новые строительные элементы: колонны, контрфорсы, аркбутаны. Благодаря им, стены стали тоньше и начали выполнять ограждающую и декоративную функции. Так возник готический каркас. Сам свод так же претерпел конструктивные изменения: из массивного цилиндрического превратился в крестовый, поддерживаемый нервюрами, которые, в свою очередь, передают давление на колонны. Полукруглые арки заменились стрельчатыми, которые позволили минимизировать боковой распор. Все эти конструктивные решения сделали возможным увеличение высоты здания. И как следствие, улучшение освещённости и создание цельного внутреннего пространства. Тогда готика стала своеобразным архитектурным прорывом. Диаметрально противоположным предшествующему романскому стилю по своему декоративному, эстетическому наполнению.

Одним из примеров ранней готики можно назвать Шартрский собор во Франции, г. Шартр. Он был перестроен из романской базилики и стал переходным звеном к готике в том виде, в котором мы подразумеваем её сейчас. Собор сохранил некоторые черты романской архитектуры: массивные башни (позже получившие готическое завершение) и полукруглые (а не стрельчатые) окна второго яруса. Очень массивно смотрятся приставленные вплотную к стенам контрфорсы, обладающие повышенным запасом прочности. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент. Это придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Шартрский собор, Франция, экстерьер.
Шартрский собор, Франция, экстерьер. В Разрезе: Шартрский собор..

Западный вход собора оформлен тремя порталами, обильно украшенными скульптурой. От скульптур Шартра берет начало типичное для французской высокой готики заполнение, или, если можно так выразиться, заселение, соборов целым миром статуй и рельефов. При этом на стенах ещё не появилось такого разнообразия декора, и они буквально пустуют, производя более архаичное впечатление, нежели сооружения поздней готики.

На третьем ярусе, между основаниями башен, в плоскость стены врезано огромное окно-роза, являющееся главным элементом фасада.

На примере башен:

Можно ясно увидеть различия между ранней и поздней готикой: правая башня имеет классическое для готики лаконичное шатровое завершение, а шпиль левой башни, появившийся гораздо позже, в XVI веке, получил завершение в стиле «пламенеющей готики». Он обильно украшен каменной резьбой и скульптурами. Основания обеих башен остались ещё от романской базилики.

Шартрский собор, Франция. В Разрезе: Шартрский собор
Шартрский собор, Франция,башни. В Разрезе: Шартрский собор..

Так же как и внешнее, внутреннее пространство выполнено в переходном (от ранней готики к поздней) стиле. Декор внутри ещё достаточно простой и лаконичный, что позволяет оценить изящество конструктивных решений. Благодаря системе колонн и нервюр, пространство зала не утяжелено несущими стенами. А поддерживается лёгкими аркадами, что делает его воздушным и относительно светлым. Это ощущение поддерживается так же и внушительной высотой сводов, что, в свою очередь, усиливает ощущение таинства и целостности.

Шартрский собор, Франция, интерьер. В Разрезе: Шартрский собор
Шартрский собор, Франция,интерьер.

Грамотное использование конструкций позволяет пространству не только эстетично выглядеть, но и моделировать и управлять поведением человека в нём. Сначала стройные ряды колонн, уходящие далеко в перспективу, приковывают внимание к главной, алтарной части собора, побуждая стремительно двигаться в её сторону. Нужно отметить, что апсида, как архитектурный элемент, впервые была применена именно в Шартрском соборе. Однако, на пересечении с трансептом пространство резко расширяется, и замедляет движение человека, рассеивая его внимание. Теперь мы имеем возможность осмотреться, заметить резьбу на стенах, пилястры и резные фигуры, изображающие сцены из жизни Христа и Богородицы.

Шартр.

Нотр- Дам-де-Шартр, велик и интересен до чрезвычайности. Он начал строиться еще в 1130 г., т.е. раньше, чем собор Сен-Дени, и, видимо, не на пустом месте, т.к. крипта восходит к IX в. Однако каким он был, мы никогда не узнаем, т.к. он сгорел в том же XII в. От первой постройки чудом сохранился только западный фасад.

Город в ту пору обладал большими амбициями, и горожане решили его восстановить – своими руками и на свои средства. Нынешний собор воздвигали «всем миром» с 1164 по 1260 год. По нему видно, что финансирование его строительства было неритмичным и недостаточным, потому левая часть от правой разительно отличается и стилем, и мастерством исполнения, и, похоже, просто эпохами.

Шартрский собор, В Разрезе: Шартрский собор
Шартрский собор, главный фасад. В Разрезе: Шартрский собор.

Итак, «главный фасад, названный Королевским порталом, выполнен с величайшей тщательностью» – это произведение еще романской архитектуры, башни и остальная часть – уже готические. «По ним /соборам Нотр-Дам-де-Шартр и де-Пари/ мы можем видеть с поразительной ясностью, как устанавливался и рос новый стиль. Кроме того, они свидетельствуют о том, что готика во Франции развивалась совершенно свободно, из собственных корней. Многие отдельные мотивы нового мирового стиля, как мы видели, были выработаны еще романским храмостроительством в этой стране». Но главное достояние Шартрского собора – скульптура. В Шартрском соборе вообще насчитывается свыше 10 тыс. изваянных или написанных фигур.

Справка.

«Переходы от стиля романской эпохи к строгому стилю раннеготической и к свободному, идеальному стилю высокой готической пластики лучше всего можно проследить по скульптурам Шартрского и Парижского соборов. Особенно важное значение для дальнейшего развития французской пластики имели скульптурные украшения Шартрского собора. Три западных портала этого храма, сооруженные вскоре после середины XII столетия, сплошь покрыты изваяниями, имеющими самую тесную связь с архитектурными элементами. Пластика в этом соборе, как ни представляется романской по своему общему характеру, уже вступает в зависимость от формы порталов, от их внутренних ниш, уставленных статуями, от стрельчатых тимпанов и архивольтов, 5 сплошь усаженных небольшими, помещенными на консолях статуями. Система декорирования… здесь уже в полном развитии, свойственном готической эпохе».

Вот эти порталы по порядку — центральный, левый и правый:

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Пластика заполняет не только тимпаны (полукруглые пространства над дверями), архивольты (перспективные арки над тимпанами, сплошь утыканные мелкими фигурками, восхитившими меня в Нотр-Дам-де-Пари) и углубляющиеся косяки дверей, но все свободное пространство, причем разнокалиберные фигурки показаны в движении и во взаимодействии, т.е. образуют сцены:

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Так что недаром этот фасад называют «настоящей каменной «книгой» по истории христианства».

Сооружение фасадов трансепта началось уже в XIII в.: северного крыла – в 1215 г., южного – в 1212 г. Они выглядят уже совершенно по-готически и более нарядно за счет наличия притвора (или паперти) – лоджии, в которую утоплены порталы.

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор
В Разрезе: Шартрский собор.

В северном крыле столбы лоджий также украшены скульптурой, так что вся композиция становится еще более насыщенной:

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор
В Разрезе: Шартрский собор.

Шартрский собор. В Разрезе: Шартрский собор

Обратите внимание, какими изящными арочками соединены между собой ярусы аркбутанов:

В Разрезе: Шартрский собор

На самом деле это такой многоквартирный дом, где каждый выступ представляет собой жилую каморку для каменного человека. Сейчас, в погожий день, все обитатели вышли наружу – на балкончики, консоли, выступы, — чтобы подышать воздухом. Неважно, что фигуры на такой высоте невозможно рассмотреть в подробностях, главное, — они тем есть! И собор – не просто великолепное архитектурное сооружение, а дом обитания многочисленного разнообразного населения.

В Разрезе: Шартрский собор

Остается добавить,

Что пластика Шартрского собора создала школу, оказавшую прямое влияние на развитие средневековой скульптуры не только в городах Франции, но и за ее пределами (Сангуэс, Магдебург, Страсбург) – везде, где работали те же шартрские мастера или их ученики. Вот так – такой маленький городишко, а какой мощный след оставил в мировом искусстве! Причем не путем приглашения итальянцев на деньги спонсоров, а своими, местными, никому не известными силами, мы даже имен этих мастеров не знаем…

Нотр-Дам-де-Шатр: интерьер

Интерьер Собора, хор и продольный корпус которого был завершен ко времени вступления на престол Людовика Святого (1226 г.), — а весь Собор был освящен только в 1260 г., — позволил К. Верману сделать следующий вывод: «Во главе церквей французской высокой готики должен быть поставлен Шартрский собор» и причислить его к чудесам готики наряду с Парижским, Реймсским и Амьенским соборами.

Здесь впервые при трехнефном продольном корпусе и трехнефном в направлении от севера к югу трансепте хор, очень обширный, состоит из пяти нефов.

В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

окна — только двухлопастные, со слабыми намеками на узорчатые переплеты, но занимают уже всю ширину продольных (стенных) подпружных арок;

В Разрезе: Шартрский собор

три опорные арки, одна над другой, очень характерной формы, уже подпирают это великолепное сооружение.

В Разрезе: Шартрский собор

Главное преимущество Шартрского собора — полный ряд окон с витражами.

В Разрезе: Шартрский собор

По крайней мере, в данном отношении эта церковь-родоначальница высокой готики вполне сохранила за собой до нашего времени то впечатление, какое производил интерьер готического храма.

Еще один шедевр Собора – его витражи, заменившие в готических храмах стенную живопись. Здесь можно «ясно проследить последовательный переход задач стенной живописи к задачам живописи по стеклу». «Изображения отдельных окон соединялись здесь, как в стенной живописи романской эпохи, в большие циклы картин. В продолжение XIII столетия рисунок этих изображений оставался еще строгим и оживленным, и в их технике неизменно употреблялись свинцовые скрепы и шварцлотовая краска.

Витраж. В Разрезе: Шартрский собор

Витраж. В Разрезе: Шартрский собор

В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать в отношении декоративной эффектности сравнение с этими рядами витражей.

Витраж В Разрезе: Шартрский собор

Витраж В Разрезе: Шартрский собор

В наиболее полном виде дошли до нас витражи Шартрского собора, самые древние из подобных произведений высокой готики. Еще бы! Ведь в современный Собор перенесены витражи первого, еще романского, Собора, которые, по оценке К. Вермана, «замечательны по простоте контурного рисунка, отсутствию в нем излишних подробностей и гармоничности красок»! Вот, например, великолепная «Роза Франции» с изображенной Богоматерью в середине северного фасада и эффектная «Королевская роза» с композицией «Страшный Суд» над западным порталом:

витраж В Разрезе: Шартрский собор

Уникальная шартрская витражная мастерская, индивидуальным почерком которой является особый синий цвет стекол, существует до сих пор! Она, а также музей витражей, размещается сразу за Собором, в фахверковом здании на площади с говорящим названием Клуатр Нотр-Дам. А в городе еще несколько витражных мастерских. А еще в Соборе имеется «Черная мадонна» — скульптура черного дерева, почему-то особенно почитаемая на Юге Франции и в Каталонии, где для аналогичного изображения построен целый монастырь на горе Монсеррат, постоянно полный паломников:

В Разрезе: Шартрский собор

Наконец, — лабиринт, выложенный плиткой на полу примерно в 1200 г. который паломники должны были проходить на коленях — в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» — и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.

В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

Шпили и островерхие крыши готического собора, высоко вознесшиеся над городом, поражают величием и красотой. Внутреннее убранство соборов не уступает внешнему великолепию: посетителей восхищают цветные витражи, обилие резьбы по камню и дереву, сложные многофигурные композиции.

Строительство собора и в наши дни было бы дорогой и нелегкой затеей, а в средние века, когда было возведено большинство европейских соборов, все работы производились вручную. Начиная свой грандиозный труд, строители соборов не думали о современных туристах. Они возводили храм для молитв и богослужений во славу Господа. Соборы и поныне сохраняют свое значение как главные храмы церковных округов, где совершает богослужения возглавляющий округ епископ.

Жемчужина Франции

Рисунок изображает знаменитый Шартрский собор во Франции. Он строился с 1195 по 1260 год. Многие считают его самым совершенным из европейских соборов. По проекту у собора должно было быть 9 башен, но завершены только две.

В Разрезе: Шартрский собор
В Разрезе: Шартрский собор

Служители рабочие собора. Посмотрите , как они выглядели:

В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

В Разрезе: Шартрский собор

Расшифровка обозначений (В Разрезе: Шартрский собор):

1-14:

  1. Главный вход. Посетители входят в собор через двери в западном фасаде.

2. Ниши. Фасад собора украшен множеством статуй, стоящих в нишах (углублениях в
стене). Когда-то статуи были ярко раскрашены, но сейчас приобрели цвет камня, из
которого изваяны.

3. Колокола. Колокола на башне собора сзывали людей на богослужение. Самый большой колокол мог весить больше тонны. Группа колоколов с разным звучанием называлась звоном и вызванивала тысячи мелодий.

4. Водостоки. Дождевая вода извергается изо ртов фантастических каменных фигур, называемых горгульи.

5. Трифорий. Это сводчатая галерея, проходящая посередине стены собора.

6. Контрфорсы. Для поддержания веса свода использованы контрфорсы — опорные столбы, пристроенные снаружи к стенам собора. Часть веса сводов передают контрфорсам аркбутаны — подпорные каменные полуарки.

7. Орган. Веками музыка имела большое значение для христианского богослужения.
Органы появились в европейских соборах более тысячи лет назад.

8. Крыша. Толстые деревянные брусья (стропила) и узкие поперечные доски покрыты
свинцовыми или медными листами.

9. Хоры. Хорами в Соборе называется место, где стоит хор, поющий
во время службы. Хоры и алтарь отделены пергеородкой — алтарной преградой.

10. Кирпичные своды (изогнутые потолки).
11. Витражи. Витражи составлены из тысяч кусочков цветного стекла и изображают библейские сюжеты.

12. Пресбитерий. Епископ по традиции совершал богослужение с пресбитерия — возвышения в восточной части собора, где находится алтарь.

13. Алтарь. Алтарь — самая важная часть собора. Он расположен с той стороны, где восходит солнце в день памяти святого, которому посвящен собор. Например, день святого Патрика — 17 марта, поэтому в соборе святого Патрика алтарь находится там, где восходит солнце 17 марта.

14. Арки по шаблону. Для точной подгонки камней каменщики пользовались деревянными шаблонами. Шаблон имел форму арки в натуральную величину. каменщики все время проверяли форму камней с помощью шаблонов, чтобы не отбить
от блока слишком много.

15-28:

15. Апсида. С восточной стороны собора есть полукруглый выступ — апсида — В центре апсиды располагается алтарь.

16. Богородичный придел. Во многих соборах есть приделы во имя Девы Марии, матери Иисуса Христа — Богородицы. Их называют богородичными приделами.

17. Амбулаторий. Аспиду окружает галерея — амбулаторий.

18. Придел. Богатые прихожане часто завещали собору средства на заупокойные службы по себе и на возведение боковых пристроек — приделов. Завещатели надеялись, что это поможет им попасть на небеса.

19. Прочный фундамент. При постройке соборов использовали много камня. Вес такого здания выдерживал прочный фундамент.

20. Рака. В соборах можно часто увидеть раки — большие ларцы для хранения особо чтимых верующими реликвий — святых мощей или частиц преста Господня. Много людей приходило помолиться у раки.

21. Толпы людей. Множество туристов посещает знаменитые соборы, чтобы полюбоваться прекрасными творениями старинных мастеров. В прошлом соборы были полны паломниками, которые стекались отовсюду, чтобы помолиться и послушать службу.

22. Трансепт. Трансепты пересекают неф поперек. В плане они придают собору форму креста, напоминающую христианам о распятии Иисуса Христа.

23. Камень к камню. Камни для кладки собора заготавливали в каменоломнях, а на стройке окончательно обтесывали до нужного размера.

24. Крипта. Во многих соборах есть подземная часовня — крипта, служившая для захоронения высших духовных лиц и других важных персон.

25. Лабиринт. На полу многих средневековых (800-1450 rr.) соборов выложен лабиринт. Прохождение лабиринта символизировало паломничество в Святую землю, в Иерусалим (современный Израиль).

26. Винтовая лест ница. Подняться на крышу собора можно только по винтовой лестнице со множеством ступеней. Отчасти зто объясняет, почему так много соборов гибло от пожаров. Ведра с водой передавали из рук в руки по цепочке, и большая часть воды расплескивалась.

27. Неф. Люди, приходящие на богослужение, попадают в центральный неф собора. Сейчас там поставлены скамьи, но на протяжении многих веков молящиеся во время богослужения стояли.

28. Контрфорс

Документальный Фильм — Суперсооружения древности «Шартрский собор» (История) Это интересно!

Спасибо за внимание, редакция сайта Fotovarka!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.