В Разрезе: Парфенон, Афины, Греция

0
В Разрезе: Парфенон, Афины, Греция
В Разрезе: Парфенон, Афины, Греция

В Разрезе: Парфенон, Афины, Греция

ГРЕЧЕСКИЕ XPAMbl

От пирамиды Джосера до Парфенона.

Египтяне быстро наладили торговлю с греками, жившими на европейском побережье Средиземного моря и островах. Греческие купцы возвращались из плаваний с чудесными историями о храмах и гробницах фараонов, и со временем греческие правители тоже начали возводить прекрасные сооружения из камня. В древности греки занимались рыболовством и сельским хозяйством; они никогда не знали архитектуры,
подобной египетской. В то время самым большим зданием в Греции был дворец царя Миноса на острове Крит.

Дворцовый комплекс в Кноссе, о. Крит. Kpum
Дворцовый комплекс в Кноссе, о. Крит

Он был довольно запутанным, поэтому люди прозвали дворец лабиринтом и считали, что в его многочисленных комнатах можно легко заблудиться. Ходили даже легенды о чудовище Минотавре, которое пряталось в глубине дворца и съедало всех, кто попадал
в лабиринт. Одна из таких легенд рассказывала о принце по имени Тесей, которого спасла Ариадна, дочь царя Миноса. Она влюбилась в принца и дала ему клубок ниток, который он должен был разматывать, проходя через лабиринт . Отважный Тесей убил чудовище и благодаря нити Ариадны нашёл обратный путь.

Главная лестница дворца Миноса в Кноссе
Главная лестница дворца Миноса в Кноссе

Греки любили рассказывать друг другу такие истории, сидя в залах своих дворцов.
Но вот для Греции настали тяжёлые времена. Разрушительное землетрясение превратило в руины дворец Миноса. Начались войны, во время которых армии неприятеля захватывали города и сжигали всё на своём пути. Время окончательно уничтожило древние здания. Вьющиеся растения опутали их балки и разрушили
стены, обвалившиеся крыши занесло песком и землёй. О дворцах забыли, будто их и не было.

Позже,

спустя сотни лет, их поисками занялись археологи. Они расспрашивали местных фермеров, не попадались ли им признаки древних руин. Земледельцы рассказывали, что где-то в полях плуги часто выворачивают вместе с землёй кусочки керамики, или что какой-то холм усеян старыми бронзовыми наконечниками для стрел. Чаще всего археологи ничего не находили, но иногда обнаруживали каменную кладку или часть
разрушенной статуи. Осторожно смахивая землю, они очищали расписные кувшины, из которых уже много веков никто не пил, и изображения дельфинов, которыми с момента разрушения зданий никто не любовался.

Древнегреческий деревянный храм
Древнегреческий деревянный храм

Прошло много веков, прежде чем в Грецию вернулся мир и люди снова начали строить прекрасные здания. Самые совершенные строения — храмы — посвящались богам: владыке неба Зевсу и его жене Гере, богу солнца Аполлону и богине мудрости Афине. Сначала греки строили храмы из дерева , окружая их стены колоннами и перекрывая двускатными крышами.

Древнегреческий каменный храм
Древнегреческий каменный храм

Но с расцветом греческих городов-государств храмы стали возводить из камня, добываемого в горах. Постройки были ярко окрашены в красный, синий и золотой
цвета. Великолепные каменные рельефы наверху зданий изображали богов и героев.
Города соперничали друг с другом за право иметь лучший храм, но самым совершенным из них был признан Парфенон — храм в Афинах. Парфенон славится своей красотой и по сей день, но мало кто знает, что появился он в результате катастрофы, практически уничтожившей город.

НАРОДНОЕ ШЕСТВИЕ

Парфенон, Афины, Греция , 447 г. до н. э.

В центре Афин над скалой возвышается архитектурный ансамбль из белого мрамора — Акрополь. В древние времена здесь стояла крепость, стены которой укрывали жителей города от врагов . Здесь же афиняне праздновали победы. В этом священном для них месте были построены первые храмы, самым прекрасным из которых считался Парфенон, возведённый в честь покровительницы города — богини мудрости Афины
Парфенос . Крыша Парфенона была хорошо видна с гор, окружавших город, и с проходящих мимо кораблей — так что даже моряки могли восхищаться величием и богатством Афин.

Каждые четыре года афиняне праздновали Великие Панафинеи. Они устраивали торжественное шествие на Акрополь, чтобы надеть новое облачение — пеплос — на огромную статую богини Афины. Шествие отражало особенности общественного устройства города, в котором верховной властью был наделён не царь, а государственный совет. Граждане Афин признавали только власть народа — демократию. Вместо того что бы подчиняться приказам царя, они встречались на общих
собраниях, где спорили, высказывали своё мнение и голосовали за то, что именно следует сделать.

В Разрезе: Парфенон, Афины, Греция

Свободные Афины процветали. А в это время далеко на востоке набирала силу могущественная империя персов, чья армия победила египетских фараонов,
на тысячи километров расширила свои границы и готова была завоевать любую страну, которая осмелится бросить ей вызов.

Когда великий царь Персии Дарий поссорился с греками, он послал свои войска уничтожить маленькие греческие города. Узнав об этом, афиняне решили дать персам бой. Они знали, что их намного меньше и что помощь не успеет прийти. И тогда каждый горожанин наточил меч, каждый свободный человек надел броню. Решительно настроенные, жители Афин двинулись на север и в битве при Марафоне разгромили
армию великого царя.

Но их триумф был недолгим. Вскоре Дарий умер, а его сын Ксеркс поклялся отомстить грекам. Он вновь собрал огромную армию и повёл её на Афины. На этот раз, казалось, у греков нет шансов. На перевале Фермапилы горстка спартанцев храбро преградила путь персам, но армия Ксеркса отбросила их, а затем прорвалась сквозь стены Афин и сожгла покинутый жителями город.

Путь домой:

Море оставалось последним прибежищем афинян, и они решили сражаться на воде. Битва продолжалась весь день, волны то и дело скрывали обломки потопленных
кораблей. И только с наступлением ночи греки поняли, что победили.

Армия Ксеркса отступила, а афиняне вернулись в родной город. Их дома были сожжены, лавки разорены, от храмов на Акрополе остались лишь угли и опалённый
мрамор. Глядя на разрушенные святыни, Перикл , глава Афин, призвал жителей возродить город. Но прошло много лет, прежде чем были восстановлены общественные
здания и рынки , ведь сначала нужно было построить дома для всех, кто потерял кров.

Всё это время развалины Парфенона были забро шены. Перикл часто поднимался на Акрополь, чтобы посмотреть на город, который так любил. Стоя на руинах древних храмов, он видел политиков, ведущих споры в ассамблеях, зрителей театра, аплодирующих артистам, и философов, что-то обсуждающих на рыночной площади. «Вот что отличает Афины от других городов», — думал Перикл. Афиняне тратили своё время не на строительство дворцов и гробниц , а на куда более важные вещи: на получение знаний, обретение мудрости и свободы. Не зря этот город был назван в честь богини Афины. «Персы хотели не просто разрушить наши памятники, — думал Перикл — Они хотели уничтожить наш образ жизни».

Когда, наконец, у жителей Афин появились средства и время на возрождение Акрополя, Перикл решил, что его храмы должны соответствовать облику великого города. Парфенон же, по замыслу Перикла, должен был иметь идеальные пропорции и воплощать в себе совершенную красоту.

Перикл повелел доставить с горы Певтеликон чудесный мрамор, а возведение здания поручил самому известному скульптору Греции — Фидию .

Фидий вложил все свои знания в разработку проекта.

Он решил увеличить портики — небольшие крытые колоннады перед входами в храм на торцах здания — и установить в них восемь колонн вместо шести. Точно рассчитав высоту и ширину здания, о привёл их к идеальному соотношению. Более того, Фидий выверил пропорции мельчайших деталей: высот ступеней, уклон крыши, шаг каменной кладки относительно высоты колонн, а также толщину колонн , углов их сужения и точное расстояние между ними.

Известно, что издалека здания часто выглядят так будто слегка расширяются кверху. Чтобы избежать этого, Фидий немного наклонил все колонны к стенам храма. С тех пор, откуда бы люди ни посмотрели на Акрополь, им открывался гармоничный , сияющим
белым мрамором Парфенон — воплощение истинной красоты.

Парфенон
Парфенон

Фидий украсил храм великолепной каменной резьбой. На одном из фронтонов Парфенона он воссоздал миф о рождении Афины, а на втором — историю о том как афиняне выбрали её своей богиней. В метопах над колоннадой были изображены кентавры — полулюди полукони, сражавшиеся с богами. Но самым выразительным в оформлении был фриз, опоясывавший стены храма внутри колоннады. Он представлял собой полосу вырезанных в камне картин, рассказывающих одну историю.

Сюжетом для фриза Фидий выбрал торжественное шествие афинян, несущих пеплос для статуи Афины. Из-под молотков скульптора и его помощников вышли: изображения городских старейшин в мантиях, юнош в колесницах, взмахивающих вожжами, и фигуры девушек. Мастера показали стоящих вдоль дороги горажан, наблюдающих , как жрецы несут дары богам. Все афиняне любили и помнили эти священные утренние шествия: прохладный воздух, наполненный ароматом ладана, притихших детей и торжественных старейшин. Теперь всё это навечно застыло в камне. И Перикл, который каждый день приходил в храм, смотрел на фризу с гордостью.

Парфенон стал чем-то большим, нежели храм, по свящённый богам, — он запечатлел в вечности самих афинян.

В Разрезе: Парфенон, Афины, Греция

Парфенон был дорическим храмом с двумя восьмиколонными портиками. Вдоль каждой
из длинных сторон шли ещё семнадцать колонн. Внутри Парфенона было два зала:
в одном находился храм со статуей Афины, а другой служил сокровищницей.

ПАНАФИНЕЙСКОЕ ШЕСТВИЕ К АКРОПОЛЮ

Устраивалось раз в четыре года . Именно эту процессию Фидий изобразил на фризе, расположенном на стенах по всему периметру Парфенона за внешней колоннадой. Высота фриза -1. метр, длина -1.60 метров.

В Разрезе: Парфенон, Афины, Греция
В Разрезе: Парфенон, Афины, Греция

Расшифровка обозначений:

1-11:

  1. Бронзовые двери с геометрическим рисунком обычно оставались закрытыми.

2. Колонны сужались кверху и были украшены каннелюрами вертикальными желобками, придающими колоннам особую элегантность.

3. Капитель

4. Антаблемент, идущий по периметру над колоннадой, состоял из четырёх элементов :
Карниз, Три глифы (окрашенные в синий цвет), Метопы, покрытые резьбой со сценами сражений, Архитрав

5. На восточном фронтоне был изображён миф о рождении Афины.

6. Вершина и углы обоих фронтов были украшены акротериями.

7. В главном зале Парфенона, наосе, находилась статуя Афины.

8. Двухъярусная колоннада вокруг статуи

9. Представьте, насколько велика была статуя Афины из золота и слоновой кости, если фигурка в её руке размером с человека.

10. Ионические колонны в сокровищнице

11. Второй зал служил сокровищницей города.

12-23:

12. Мраморная черепица

13. Деревянные балки перекрытия

14. Сорок шесть дорических колонн внешней колоннады были составлены из цилиндрических частей, которые назывались барабанами.

15. Стены из каменных блоков, скреплённых металлическими скобами

16. Музыканты

17. Жрецы, несущие святую воду для церемонии

18. На церемонии в жертву приносились быки и козы.

19. Женщины, несущие дары

20. Бассейн с водой перед статуей освещал её отражённым светом и не позволял слоновой кости высыхать.

21. Жрицы Афины

22. Во главе процессии несли новое облачение для статуи Афины.

23. Ступенчатое основание — стилобат — возвышало храм над плоским фундаментом.

Видео о Парфеноне:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.