В Разрезе: Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг

0
Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг

В Разрезе: Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг

Продолжаем нашу рубрику и перемещаемся от средневековых замков и соборов в Америку, рассмотрим В Разрезе: Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг. Небольшое видео:

Американский небоскреб

Возведение высотных зданий стало актуальным в последней четверти ХIХ века в США, в эпоху триумфа американского капитализма, который приходится на 1870–1920-е годы. Концентрация промышленного производства и централизация капитала привели к развитию сложных систем управления, для которых требовалось создать новый тип крупного делового сооружения — так возникли конторские здания в административных центрах американских городов.

Стоимость земельных участков росла, и, чтобы увеличить объем площадей сооружения, увеличивали число этажей конторских зданий. Росту высотности способствовали внедрение новых строительных материалов и инженерные решения. Здания, в которых были соединены возможности металлического каркаса и лифта, сначала появились в Нью-Йорке. Одно из них — здание Эквитейбл-билдинг высотой 39 м, построенное в 1868–1870 гг. по проекту архитекторов А. Гилмена, Э. Кендола и Дж.Б. Поста.

Эквитейбл-билдинг
Эквитейбл-билдинг

Другое — Трибюн-билдинг, десятиэтажное здание с башенкой (1873–1875 гг., архитектор Р.М. Хант). Развитие средств вертикального транспорта и использование стального каркаса — факторы, ставшие главной движущей силой в строительстве небоскребов. Но экономический кризис 1873 г. и строительный кодекс, запретивший использование металлической каркасной конструкции для наружных стен высотных зданий, затормозили строительство нью-йоркских небоскребов.

Трибюн-билдинг
Трибюн-билдинг

Центр строительства переместился в Чикаго, так как город после пожара 1871 г. переживал строительный бум. В этот период сложилась чикагская школа архитекторов, занимавшихся проблемой возведения высотных зданий. В 1879 г. в Чикаго началось активное возведение небоскребов, которое достигло своего пика между 1889 и 1892гг.

Высотные здания Чикаго. Новая эстетика.

Ранним новаторским примером нового типа конторского сооружения считается 10-этажное здание Хоум иншуренс билдинг (1883–1885) инженера У. Ле Барона Дженни, в котором использовались чугунные колонны и стойки, а также балки из бессемеровской стали. Применив в своей конструкции металлические колонны, Ле Барон Дженни стремился получить большую площадь окон, чтобы максимально увеличить освещенность в конторских помещениях.

Хоум иншуренс билдинг
Хоум иншуренс билдинг

Историческая значимость Хоум иншуренс билдинг заключалась в том, что в нем впервые в большом объеме использовались железные конструкции, и именно с него началось широкое распространение стальной каркасной конструкции в многоэтажных конторских зданиях в США.

В мастерской Ле Б. Дженни над проектированием многоэтажных зданий в разное время работали архитекторы Л. Салливен, Д.Х. Берн- хэм, Дж.У. Рут и другие. Они застраивали Чикаго в районе Петли (Луп) и создали деловой центр города из высоких зданий.

Наиболее ярким представителем архитекторов чикагской школы был Луис Салливен, который рассматривал здание не только как элемент городской среды, но и как некий организм.

Архитектор Ф.Л. Райт, работавший вместе с Салливеном в начале 1890-х годов, писал в своей работе «Тирания небоскребов»: «Наше специфическое нововведение, небоскреб, начал свою жизнь, когда Л. Салливен вошел в дверь, соединявшую мою рабочую комнату с его кабинетом в башне Аудиториума, и бросил на мой стол чертежную доску с натянутым на нее листом ватмана. Это был Уэнрайт-билдинг — первое высокое со стальным каркасом конторское здание, созданное как произведение архитектуры».

Уэнрайт-билдинг
Уэнрайт-билдинг

Салливен первый отметил:

Рациональность внутренней структуры высотного здания с техническими устройствами в подвале и на верхнем этаже. Рационалистический подход Салливена и чикагской школы привел к тройственному делению формы высотного здания. Первый общедоступный этаж с группами вестибюлей представлял основание. Этажи с одинаковыми конторскими помещениями — тело; технический этаж и карниз — завершение. Фасады много- этажных сооружений Салливена были отделаны строгими поясками из терракоты с тонким орнаментом.

В статье «Высотные здания, продуманные с художественной точки зрения» Салливен не только четко изложил свою аксиому «форма следует функции», но и дал образное, совсем непрагматическое определение, каким должен быть небоскреб (Салливен сравнил его с ульем). Инженер Д. Адлер, компаньон и соавтор многих проектов Салливена, не возражал против создания Салливеном поэтического образа небоскреба, но сам в это время обсуждал вопрос, как сделать его функции более совершенными.

Небоскребы проектировались изнутри, от маленькой ячейки (соты) к комплексу в целом. Модулем служила единица стандартного офиса, умноженная и вписанная в рациональный план этажа. Даже когда пространство не дробилось, а объединялось в большие секции, оно зависело от величины конструктивного пролета и распределения оконных проемов на фасаде здания.

Новою эстетику небоскребов продвигали архитекторы Бернхэм и Рут, который подчеркивал, что именно архитектор должен первый выявить условия, необходимые для функции здания, и выразить ее смысл и ценность художественным образом.

Удачное соединение металлического каркаса и каменной кладки представляло 11-этажное каменное здание Рукери, возведенное в 1894 г. по проекту Бернхэма и Рута. Сооружение занимало целый квартал, его фасады со стороны улицы были расчленены на ярусы, в пределах которых аркады и ряды пилонов объединяли этажи. Внутренний фасад Рукери опоясывали непрерывные ленты окон, стены образовывали каре, где двор был перекрыт легким металлическим сводом и превращен в большой вестибюль. Здание Рилайэнс-билдинг архитекторов Бернхэма, Рута и Ч.Б. Этвуда, построенное в 1890 г. сначала 4-этажным и надстроенное в 1894 г. до высоты 15 этажей, отличалось легкостью и чистотой пропорций и являлось не только символом чикагской школы, но и предвестником развития современной архитектуры.

Рукери
Рукери

Структура сооружения была определена металлическим каркасом и выявлением различных функций основных частей здания. В нижней части располагался двухэтажный универмаг с крупными членениями окон-витрин. Над ним — 12 конторских этажей, объединенные повтором одинаковых мелких членений, и завершалось здание низким чердачным этажом с небольшими световыми отверстиями. Его внешний облик точно отразил влияние идей Салливена. Формы здания следовали его конструкции и создавали новый тип высотного здания-этажерки.

Конторские здания первого периода насчитывали 15–20 этажей, были U-образные или L-образные в плане, с большим световым двором в центре и характеризовались масштабностью и строгостью форм. Самым высоким зданием Чикаго в 1892 г. стал небоскреб Мезоник Темпл, который насчитывал 22 этажа, имел высоту 92 м.

Два десятилетия лидерство по строительству высотных зданий принадлежало Чикаго, однако в 1893 г. первый закон о зонировании высот города разрешил возводить сооружения высотой не более 39 м, и дальнейшее развитие небоскребов происходило уже в Нью-Йорке. А в Чикаго на протяжении последующих 30 лет (с 1893 по 1923 г.) высота построек варьировалась от 39 до 79 метров.

Небоскребы Нью-Йорка. Неоклассика.

После отмены в 1892 г. ограничений на использование каркасной конструкции для наружных стен в Нью-Йорке развернулось масштабное строительство. Начиная с 1890-х и до конца первого десятилетия ХХ века было построено 188 сооружений выше 20 этажей, половина из которых находилась на Нижнем Манхэттене.

Новые небоскребы, предназначенные для коммерческих фирм и городской администрации, представляли собой образцы Античности, Ренессанса и георгианского стиля. Американские архитекторы создавали свои проекты в русле парижской Школы изящных искусств, потому что они учились в Эколь де Боз Ар (Ecole des Beaux Arts) и преклонялись перед историческим прошлым Европы. Рубежом перехода к стилистике Эколь де Боз Ар послужила Всемирная Колумбийская выставка 1893 г. в Чикаго, с ее необарочной композицией и классическими формами.

Первым примером использования модной неоклассической направленности в крупном деловом здании стал 32-этажный небоскреб Парк Роу-билдинг архитектора Р. Робертсона, возведенный в 1899 г.

Парк Роу-билдинг
Парк Роу-билдинг

Здание высотой 118 м, в котором размещались 950 контор, было выполнено в стиле эпохи Возрождения с ярусным членением одинаковых по высоте и назначению этажей при помощи ордера и промежуточных карнизов. Декоративное решение относилось только к главному фасаду, остальные были выложены простым кирпичом и оштукатурены. Небоскреб завершался парными куполами, придающими особый профиль зданию в силуэтной линии города.

К созданию пышных фасадов был склонен архитектор Д. Бернхэм, представитель чикагской школы, но изменивший ее принципам ради новых заказчиков. Он проектировал офисные здания для корпораций и торговых компаний в Чикаго, а также являлся главным архитектором Всемирной Колумбийской выставки 1893 г. Во всех своих проектах после 1890-х гг. Бернхэм использовал классицизированный словарь форм.

Одной из его наиболее значительных построек:

Стало 22-этажное сооружение, возведенное на стальном каркасе в Нью-Йорке в 1903 г. и получившее название Флетайрон-билдинг (здание «Утюг») из-за треугольной формы плана. Высота Флетайрон-билдинг 86 м, а его филигранная форма подобна классической колонне с трехчастным делением на базу, ствол и капитель. Здание не было таким высоким, но его выгодное положение на площади среди мало-этажной застройки создавало впечатление свободно парящего небоскреба.

Флетайрон-билдинг (здание «Утюг»)
Флетайрон-билдинг (здание «Утюг»)

Как правило, в 1900-х гг. в Нью-Йорке над основным массивом высотного сооружения возвышалась башенная надстройка. Такой тип здания представлял собой небоскреб Зингер- билдинг архитектора Э. Флега 187 м высотой, построенный в 1908 г. (снесен в 1968-м). Над его 13-этажным объемом поднималась тонкая кирпичная 47-этажная башня, облицованная терракотой, с куполом-мансардой. Декором здания служил измельченный сухой орнамент из светлого камня в стиле парижской Школы изящных искусств. На 40-м этаже небоскреба располагалась обзорная терраса, открытая посетителям за плату.

Зингер-билдинг
Зингер-билдинг

В 1909 г. началось строительство основания тонкой 50-этажной башни Метрополитен Лайф иншуренс билдинг архитектора Н. Ле Брена. На 46-м этаже находилась обзорная площадка для горожан и туристов. Небоскреб напоминал своим мраморным шатром образ венецианской кампанилы на площади Сан-Марко. Сооружение достигло высоты 210м и, что важно, демонстрировало новую модель небоскреба.

Лайф иншуренс билдинг
Лайф иншуренс билдинг

Здание Метрополитен Лайф-иншуренс стало поворотным в развитии типа башни для высотного сооружения, однако тонкая башня оказалась не такой эффективной в смысле аренды и получения прибыли, как ее подножие.

Сразу после:

Открытия небоскребов Метро- политен Лайф-иншуренс и Зингер-билдинг свои планы на строительство еще более высокого сооружения обнародовал магнат Ф. Вулворт, владелец империи десятицентовых и пятицентовых магазинов, которые произвели революцию на американском рынке дешевых товаров.

Проект самого высокого (241 м) и выразительного неоготического небоскреба Вулворт- билдинг выполнил архитектор К. Гилберт. Это был первый в мире случай строительства здания такого масштаба.

Вулворт- билдинг
Вулворт- билдинг

Крупнейшим представителем «стиля небоскребов», украсившим силуэтную линию Манхэттена, стало здание Крайслер-билдинг (1927– 1930) высотой 319 м архитектора У. Ван Алена.

 Крайслер-билдинг
Крайслер-билдинг

Одновременно с возведением Крайслер- билдинг архитекторы Р.Х. Шрив, У.Ф. Лэм, А.Л. Хэрмон уже вели строительство Эмпайр- стейт-билдинг (1930–1931) по проекту Лэма. Его проект был простейшим вариантом компромисса между требованиями вышеупомянутого закона о зонировании и интересами группы заказчиков, желавших получить большое, но не обязательно оригинальное здание. Высота сооружения 381 м (включая мачту для причала дирижаблей — 407 м) позволила ему оставаться самым высоким зданием в мире в течение сорока лет, вплоть до постройки в 1973 г. башен Всемирного торгового центра (411 м и 417 м) архитектора М. Ямасаки.

Эмпайр- стейт-билдинг
В Разрезе: Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг.

В Разрезе: Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг

Еще совсем недавно города выглядели подругому: до 80-х гг. XIX в. лишь редкие
здания имели больше 5 этажей. Всему виной были лестницы: никто не хотел подниматься высоко пешком. Другим препятствием были стены, которым пришлось бы выдерживать огромный вес здания. Не было и такого количества учреждений, а значит, и настоящего спроса на высотные здания. В 1852 г. Элиша Отис (1811-1861) изобрел безопасный подъемник (лифт) — это позволило решить первую проблему.

Вторая была решена, когда в 70-е гг. XIX в. на смену чугуну пришла более прочная и легкая сталь. Стальные каркасы выдерживали огромные нагрузки. Стены перестали быть несущими конструкциями здания и сделались тонкими и легкими. Началась новая эпоха градостроительства — родился первый небоскреб!

Заоблачная сказка

Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке — самый известный в мире небоскреб. Его открытие состоялось 1 мая 1931 г., и в течение многих лет он оставался самым высоким зданием в мире. Финансовые воротилы во главе с Джоном Джейкобом Рэскобом вознамерились
построить самый красивый небоскреб в мире и заработать кучу денег сдачей в аренду
помещений в центре города.

В Разрезе: Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг
В Разрезе: Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг

 

В Разрезе: Небоскрёб Эмпайр стейт билдинг

Расшифровка обозначений:

1 — 18:

  1. Телевизионная мачта. Верхушка 67-метровой телемачты небоскреба находится на высоте 449 м над уровнем земли.

2. Лифты. Без лифтов вся затея со строительством гиганта была бы обречена на провал. Лифтов в здании очень немного, но каждый новый привел бы к уменьшению полезной площади, поэтому в конце концов было построено 73 лифта.

3. Стальная арматура полов. Горизонтальные стальные решетки (арматура) служат прочной основой для полов. Основа залита бетоном. Во время постройки Эмпайр Стейт
Билдинг арматура была излишне тяжелой, сегодня на нее пошло бы вдвое меньше стали.

4. Навесные стены. Эмпайр Стейт Билдинг был спроектирован в виде каркаса с наружными навесными стенами. Большую часть стенных панелей привозили на стройплощадку в готовом виде, поэтому монтаж шёл очень быстро

5. Сигнальные огни. Сигнальные огни на небоскребе предупреждают самолеты об
опасности столкновения. 28 июля 1945 г. в густом тумане самолет все-таки врезался
в здание между 78-м и 79-м этажами. Очевидец происшествия Альф Спалтхофф (он был в кафе неподалеку) вспоминал: «Страшный взрыв, казалось, произошел одновременно на 4-5 этажах».

6.Стальные панели. Сверкающие вертикальные полосы на стенах здания — это панели из нержавеющей стали. Благодаря этой детали небоскреб словно устремляется вверх.

7. Кирпичная облицовка. После монтажа навесных стен каждый этаж изнутри выложили кирпичом. На все здание пошло 10 млн. кирпичей.

8. Пол из железо бетона.

9. Вестибюль. Войдя через главный вход, вы попадаете в величественный вестибюль в 3 этажа. Стены украшены росписями с изображениями 7 чудес света, на одной из них сам небоскреб. Владельцы скромно считают его 8-м чудом света и единственным созданным в 20 веке.

10. Служащие. В Эмпайр Стейт Билдинг работают 15 ООО человек.

11. Силовые кабели. Более 600 км кабелей снабжают здание Служащие электроэнергией.

12.Главный вход. Небоскреб построен так, что его главный вход открывается на Пятую авеню — самую фешенебельную улицу Нью-Йорка.

13. Коммуникации. Газ, холодную и горячую воду и электричество подводят к зданию
проложенные под землей трубы и кабели.

14. Стоянка машин

15. Электрическое реле

16. Стальной каркас. На строительство несущего каркаса потребовалось 58 ООО т стали. Более 300 монтажников собрали каркас здания за 23 недели.

17. Строительные материалы. Если бы все строительные материалы были доставлены на стройплощадку одним поездом, то последний вагон оказался бы на расстоянии 90 км от локомотива.

18. Уборщики. Здание опустело, и 150 уборщиков с пылесосами наводят чистоту

19-37:

19. Запасливые мусорщики. Уборщики ссыпают содержимое мусорных корзин в мешки и на служебных лифтах спускают в подвал. В течение суток мусор хранится на случай, если кто-то по ошибке выбросил нужные бумаги. После сортировки его вывозят в тюках весом пол тонны.

20.Кондиционирование воздуха. Не будь отопления и вентиляции, работать в огромном здании было бы неуютно. В Эмпайр Стейт Билдинг кондиционирование воздуха осуществляется с помощью расположенного в подвале 5-тонного оборудования. Воздух внутри здания меняется 6 раз в час.

21. Склады

22. Щитовая. За год расходуется столько электроэнергии, сколько нужно городу с населением 11 ООО человек. Трансформаторы находятся в подвале и на 84-м этаже.

23. Вода. Чтобы подавать воду на самый верх здания и на каждый этаж, нужны необычайно мощные насосы и трубы длиной 100 км.

24. Нулевой уровень. Выкапывая котлован, пришлось вынуть столько грунта, что вес извлеченной породы составил 3/ 4 веса самого небоскрёба.

25. Коренная порода. Нью-Йорк был первым городом, где начали строить небоскребы.
На острове Манхэттен коренная порода (гранит) служит фундаментом для тяжелых
зданий.

26. Сваи. Более 200 свай (столбов, вбитых в грунт) поддерживают Эмпайр Стейт
Билдинг. Сваи из стали и бетона лежат на коренной породе на глубине 10 метров.

27. Почтовое отделение. Огромное здание имеет собственное почтовое отделение.
Здесь сортируют почту, которая поступает по трубам со всех этажей.

28. Как устроены полы. В свободном пространстве под полами проложены силовые
кабели, трубы и т. п.

29. Лестницы. С улицы на 102-й этаж ведет лестница в 1 860 ступеней!

30. Техническая сердцевина здания. Проект требовал оригинального решения. Гигантский стержень пронизывает все здание от основания до верхнего этажа и вмещает лифты и коммуникации: электропроводку, телефонный кабель, кондиционеры и т. п.

31. Пространство для офисов. Чтобы дневной свет достигал любой точки помещения, рабочие места должны быть расположены не дальше чем в 8,5 м от окна. Это правило установили, когда проект уже был в работе. Не будь этого ограничения, небоскреб выглядел бы совсем по-другому — правило ограничивало рабочее пространство офиса.

32. Мойщики окон. Мойщики окон работают, сидя в люльках, подвешенных на тросах. Лебедки крепятся на крыше 80-го этажа. Все окна (6 500!) моют ежемесячно. Мойщикам мешают сильные ветры на высоте: струйки воды бегут по стеклам не вниз, а вверх.

33. Двигатели лифтов

34. Лифты-экспрессы. Лифты-экспрессы взмывают на смотровые площадки со скоростью больше 350 м/мин.

35. Причал для дирижаблей. Первые владельцы небоскреба планировали построить на вершине здания причальную мачту для дирижаблей. В то время, еще до возникновения гражданской авиации, предполагали начать регулярное пассажирское
сообщение на дирижаблях между Европой и США. Причаливание к мачте было опасным, и от него отказались.

36. Дождь вверх ногами. Обтекая такую махину, ветер образует восходящие потоки, и капли дождя оседают на стекла окон снизу вверх.

37. Смотровая площадка. Отсюда, со 102-го этажа, в ясный день видно на 125 км вокруг. 2 млн. человек в год поднимается наверх полюбоваться открывающимся видом, но не всем это удается: верхушка здания часто окутана дымкой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.