В Разрезе: Метро

2

В Разрезе: Метро

Всем доброго времени суток!!! Мы продолжаем нашу рубрику «В Разрезе», ранее мы уже говорили о легендарном танке Т-34 и универсальном спасательном вертолёте «Си Кинг». Теперь же мы решили углубиться в земную кору и посмотреть, как устроен метрополитен(В Разрезе: Метро). И начнём мы с небольшого видео из программы Галилео, как раз посвященного истории создания метро:

 

Теперь же мы предлагаем вам углубиться в хронику развития метрополитенов мира до 1935 года.

  • 1818 год – французский инженер Марк Брюнель изобрёл проходческий щит.
  • 1820 год – инженер-проектировщик г-н Торгованов предложил сделать тоннель под Невой.
  • 1860 год – в феврале месяце под руководством главного инженера Джона Фоулера начались работы по строительству Лондонского метро.
  • 1863 год – 10 января открылась первая линия Лондонского метрополитена.

(1863 год – 10 января первое метро)

В Разрезе: Метро

В Разрезе: Метро

  • 1868 год – открылся Нью-Йоркский метрополитен – крупнейшая по количеству станций и протяжённости маршрутов система метрополитена в мире.
  • 1869 год – открылся Афинский метрополитен. На протяжении почти 130 лет в столице Греции действовала всего одна линия метро с 23 станциями.
  • 1870 год – открылся Будапештский метрополитен – первый метрополитен (в современном понимании) в континентальной Европе.
  • 1871 год – в Нью-Йоркском метрополитене городская железнодорожная линия с канатной тяги была переведена на паровую тягу.
  • 1875 год – в европейской части Стамбула стала функционировать подземная линия фуникулера «Тюнель» с двумя станциями. Обсуждались первые предложения по созданию метро в Москве.
В Разрезе: Метро
В Разрезе: Метро
  • 1889 год – Правление Балтийской железной дороги предложило уникальный по тем временам проект подземной соединительной линии между Финляндским и Балтийским железнодорожными вокзалами.
  • 1890 год – первая в мире железнодорожная линия глубокого заложения City and South London. Первая линия, где применили электрические локомотивы. Нью-Йоркский метрополитен переведен на электрическую тягу.
  • 1896 год – в Будапеште открывается метро Фёльдалатти (венг. Földalatti — Подземка) – первое «полноценное» метро на Европейском континенте. Был открыт метрополитен г. Глазго, Великобритания, состоящий и по сей день из одной кольцевой линии и 15 станций.
  • 1900 год – 19 июля к Всемирной выставке открыт Парижский метрополитен. 1902 год – 15 февраля открылся первый в Германии Берлинский метрополитен.
  • 1911 год – в Лондонском метро появился первый эскалатор на станции «Эрл-корт».

1911 год – в Лондонском метро появился первый эскалатор

В Разрезе: Метро

  • 1912 год – в г. Гамбург пущен в эксплуатацию второй метрополитен в Германии.
  • 1924 год – в Европе появился еще один метрополитен в г. Барселона.
  • 1927 год – открыт первый в Азии Токийский метрополитен.
  • 1930 год – подотделом метро Московской железной дороги разработан проект, который с незначительными правками был утвержден для строительства Московского метрополитена.
  • 1931 год – 15 июня на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада первого секретаря Московского горкома партии Л. М. Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Создана специализированная организация «Метрострой».
  • 1932 год – начало строительства Московского метрополитена. В институте «Ленгоспроекттранс» профессор Е.А. Яковлев разработал проект двух линий метрополитена Ленинграда – Витебской и Балтийской.
  • 1933 год – начал действовать второй в Японии метрополитен в г. Осака.
  • 1934 год – при Моссовете образовано Управление Московского метрополитена.
  • 1935 год – 15 мая 1935 года в 7 часов утра по московскому времени в путь отправился первый состав.
В Разрезе: Метро
В Разрезе: Метро

Метрополитен города Глазго, Шотладния

Метрополитен города Глазго является одним из старейших (по году открытия пятый, 1896 г.) и третьим подземным метрополитеном в мире. Интересен метрополитен еще и тем, что со времени открытия 14 декабря 1896 года он не расширялся. Метрополитен представляет собой кольцо с 15 станциями длиной 10,6 км. Схема метрополитена имеет три пересадочные станции на одноименные железнодорожные станции: «Партик», «Бьюкенен-Стрит» и «Сент-Енох». Все станции подземные и большинство платформ островные (12 станций).

В Разрезе: Метро, Метрополитен города Глазго
В Разрезе: Метро, Метрополитен города Глазго.

Платформы узкие – ширина около 10 футов (3 м) и длиной 40 м, рассчитанные на подвижной со- став из 3 вагонов. Линия метро имеет как своеобразную ширину колеи пути 1219 мм, так и меньше обычного диаметр тоннеля – всего 3,35 м.

Первоначально использовалась канатная тяга, единый трос приводился в движение одной паровой машиной. Реконструкция и электрификация метрополитена произошла только в 1935 году, когда линия из-за нерентабельности была передана в собственность города. Однако из-за недостатка средств электрифицировано было только направление против часовой стрелки, а по часовой стрелке канатная тяга оставалось еще длительное время, вплоть до 1980 года.

В 1977-1980 годах система была полностью закрыта на реконструкцию. В результате были перестроены все тоннели и станции, станция «Мерклэнд-Стрит» была закрыта, ее заменили новой станцией «Партик».

В Разрезе: Метро, Метрополитен города Глазго
В Разрезе: Метро, Метрополитен города Глазго.

Официально метрополитен в Глазго называется Subway в отличие от Underground в Лондоне. Бытует мнение, что городские власти обещали, что после реконструкции линия будет работать «как часы», отсюда метрополитен получил прозвище «заводной апельсин», по оранжевому цвету составов и линии, которым метро обозначается на плане города.

Вот такой уникальный метрополитен, который почти за 120 лет существования ни разу не расширялся. В год линией метрополитена по последним данным пользуется порядка 14 млн. пассажиров. Планы реконструкции и развития существуют, но строительные работы пока не начинались.

Московский метрополитен

во время

Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны метрополитен являлся неотъемлемым элементом гражданской обороны Москвы. Метрополитен изначально задумывался как внеуличный скоростной городской пассажирский транспорт. Но если целью создателей метрополитена был лишь транспорт, то почему метро спасло во время войны множество москвичей, почему благодаря ему бесперебойно функционировали политические и другие организации, расположенные именно на его станциях, почему он превратился в особый подземный город с практически безупречными инфраструктурами.

Московский метрополитен во время Великой Отечественной войны
Московский метрополитен во время Великой Отечественной войны.

Все это произошло благодаря советским специалистам, которые руководствовались при изысканиях проекта идеальной подземки не только западными образцами, но и исходили из географического положения и особенно политического положения СССР. Всем известно, что западные страны не очень хорошо отзывались о СССР, да и о России вообще (и это происходило всегда). А из географического положения следовал общеизвестный факт: Москва находится весьма близко к западной границе СССР. Конечно, не так уж и близко, но граничил там СССР с Польшей. Польша была довольно агрессивным, капиталистическим государством, которое постоянно вооружали Англия и США на борьбу с СССР.

При бомбардировке ВВС (военно-воздушными силами) противника, каким бы тот ни был, обязательно нужно было массовое подземное укрытие, достаточно глубоко расположенное. А таким мог быть только метрополитен. Глупо бы было не воспользоваться этой функцией метрополитена. Шел 1931 год. Общее положение в мире было не очень хорошим. Уже тогда проявляли свои зверства и вероломство, немецкие фашисты. Хотя советское руководство не считало их серьезной опасностью, все равно в мире назревало положение войны. И этих новых военных действий опасался Л.М. Коганович, занимавший должность главы города. Чтобы на время новой войны предоставить горожанам надежное укрытие он отдал приказ (вернее, его ему приписала легенда): «У нас не Берлин и не Нью-Йорк – строить только под землей и как можно глубже».

Московский метрополитен во время Великой Отечественной войны
Московский метрополитен во время Великой Отечественной войны.

Во всяком случае, московский метрополитен готовился к войне уже на этапе проектировки. Действительно, в 1939 году разразилась Вторая Мировая война, а в 1941 году она дошла до СССР. Войска немцев подошли к Москве. Как же встретились метрополитен Москвы и новый военный конфликт?

1.Московский метрополитен: предпосылки к созданию.

1930 год. Москва задыхается от простоев личного и общественного транспорта – в народе эти явления называют пробками. Хотя автомобилей немного, но все равно, движение на улицах столицы сильно затруднено. 6 трамвайных депо (в среднем) не справлялись с нагрузкой. Вагоны всегда были переполнены людьми. Практически всем пассажирам приходилось стоять – число мест для сидения в двухвагонных трамваях серии «КМ» было ограничено. Положение улучшилось, когда были продлены трамвайные линии, но все равно, транспортная сеть города не справлялась с нагрузками, характерными для Москвы 1930 – начала 1931 года (первые троллейбусы были пущены в 1933 году).

Глава города Л.М. Коганович несколько раз обращался к Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой о создании особой высокоскоростной железнодорожной сети для перевозки пассажиров и по возможности, грузов. На одну из этих депеш И.В. Сталиным была наложена резолюция, примерно следующего содержания: «разрешаю группе транспортных инженеров СССР выезд во Францию и Великобританию по поводу перенятия опыта по строительству внеуличных городских скоростных железнодорожных линий».

Вагон московского метрополитена серии «А»
Вагон московского метрополитена серии «А»

Однако не стоит думать, что только на этом началось проектирование московского метрополитена. Проекты шли вплоть с 1875 года, когда было предложено проложить двухпутное железнодорожное кольцо, проходящее частично по тоннелям, частично – по эстакадам.

К 1938 году вступили в строй станции «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Попутно было принято несколько проектов, направленных на развитие метрополитена. Один из них был направлен на создание второго пересадочного контура московского метрополитена – того самого двухпутного кольца, которое собирались проложить по улице Камер-Коллежский вал еще в 1875 году. Теперь кольцо должно было состоять из участков исключительно глубокого заложения.

Участок первой очереди метрополитена Москвы к 1935-1936 году.
Участок первой очереди метрополитена Москвы к 1935-1936 году.

2. Метрополитен Москвы на момент начала войны

К моменту начала войны метрополитен Москвы состоял из четырех визуально намеченных линий – одного диаметра и трех радиусов. Сокольнический диаметр, Горьковский и Покровский радиусы, а также участок от станции «Калининская» — «Смоленская» осуществляли перевозку пассажиров. Намечалось строительство Кольцевой линии – по задумке проектировщиков она должна была принять на себя основную пассажирскую нагрузку и разгрузить Садовое кольцо – основную улицу столицы, страдающую от пробок. Легенда повествует: когда проектировщики размышляли над проектом метрополитена, И.В. Сталин пил кофе и по неосторожности поставил кружку на лежащую на столе схему. Коричневое пятно от кружки в форме круга, казалось, соединило все линии и, причем идеально гармонировало со всей схемой. Сталин поставил проектировщикам на вид, что у них не хватает самого важного участка. Но это только легенда.

Предвоенная схема метрополитена Москвы и проект
Предвоенная схема метрополитена Москвы и проект.

На самом деле Кольцо появилось на проектах, начиная уже с 1875 года. Теперь эта линия максимально точно повторяла очертания Садового Кольца. Этим, кстати, обосновывается то, что у троллейбусных маршрутов Бч и Бк , следующих по Садовому кольцу наибольшее количество остановок, составляют станции именно Кольцевой и смежных с ней линий. Началась проходка на юг, в сторону Нагатинского затона. Готовился проект станций «Новокузнецкая» и «Павелецкая». Эти новые посадочные терминалы должны были принадлежать Горьковскому радиусу, который должен был быть переименован в Горьковско-Замоскворецкий.

Сдача участка метротоннеля к 20 годовщине социалистической революции. На этой фотографии мы можем заметить, что профиль сечения тоннеля напоминает лондонский
Сдача участка метротоннеля к 20 годовщине социалистической революции. На этой фотографии
мы можем заметить, что профиль сечения тоннеля напоминает Лондонский.

3. На рубеже эпох: Великая Отечественная война

22 июня 1941 года москвичи узнали о начале развязанной Гитлером новой военной авантюры. А 22 июля того же года жителям Москвы пришлось спуститься под землю. Немецкая авиация обрушила на населенные пункты европейской части СССР первый бомбовой удар. Метро послужило надежным убежищем женщинам, детям и пожилым людям. 16 октября 1941 года в Москве началась паника.

По 1944 год метрополитен Москвы функционировал как транспортное предприятие днем и как бомбоубежище в ночные часы. Для безопасности и удобства на рельсы клались деревянные щиты. Путевые участки обесточивались. На станциях начинали функционировать фонтанчики с питьевой водой, в тоннелях водопроводные краны на уровне одного метра от полотна и клозеты. Клозет (уборная), представляет собой дополнительную штольневую выработку, смежную с путевым тоннелем. Выработка расположена немного выше тоннеля, так что туда ведут специальные лестницы и имеет небольшую длину – примерно 4 или 6 метров.

Схема линий метрополитена Москвы с приведенным временем, затрачиваемым на путь, и открытия и закрытия станций.
Схема линий метрополитена Москвы с приведенным временем, затрачиваемым на путь, открытия и закрытия станций.

По официальным данным, за время всех бомбовых ударов под сводами метрополитена родилось более 200 детей. Метро служило гражданам своеобразным дублером города. Когда детей приносили на станции, они плакали, оказавшись в непонятной обстановке. Один поэт посвятил свои строки этому: «Детей разбуженных испуг во веки не простится».

Жители Москвы на станции «Маяковская» нашли себе приют во время бомбардировки.
Жители Москвы на станции «Маяковская» нашли себе приют во время бомбардировки.

Строительство станций и перегонов в метрополитене Москвы не прекращалось, не смотря ни на что вплоть с 16 октября 1941 года. Обыкновенно прирастали новыми станциями Арбатско-Покровская и Замоскворецкая линия. К 1944 году готовили к сдаче в ведение проходчиков шахты, предназначенные для Кольцевой линии. На строящихся станциях тоже функционировали бомбоубежища. Всего за годы войны было сдано в эксплуатацию станций: на Арбатско-Покровской линии: «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская», «Измайловский парк» («Партизанская»).

Послевоенная схема метрополитена Москвы.
Послевоенная схема метрополитена Москвы.

4. Память

Память о подвиге Москвы и метрополитена сохраняется, и по сей день. В 1967 г. по инициативе ветеранов метрополитена был создан Народный музей Московского метрополитена. В основу первой экспозиции вошли документы, бережно сохраненные работниками метрополитена. Постепенно фонды и экспозиция музея пополнялись. Сегодня экспозиция знакомит также и с историей развития техники, обеспечивающей безопасность и комфорт пассажиров. В музее представлены действующие макеты различных технических систем, действовавших в метрополитене Москвы того времени.

музей метро

В Разрезе: Метро

Теперь же мы перейдём, непосредственно к изучению схем, работы и функционирования метрополитена. В этом нам помогут иллюстрации Стивена Битси. Но в начале небольшая справочка:

Уличное движение — проблема всех крупных городов мира: улицы тесны для потока машин, а места для строительства новых дорог нет. Ускорить передвижение по городу помогает сооружение подземных железных дорог — метро.

Метрополитен. Лондон.

На многочисленных станциях горожане спускаются в сеть подземных тоннелей. Под землей они стремительно мчатся на поездах, чтобы в нужном месте опять подняться наверх, щурясь от солнечного света, как кроты, вылезшие из норы. Метро кажется современным изобретением, однако первая «подземка» появилась в Лондоне более 130 лет назад.

И так Метро в Разрезе:

В Разрезе: Метро
В Разрезе: Метро

Расшифровка элементов:

1-14:

  1. Секции тоннеля. Большинство тоннелей состоит из чугунных секций, скрепленных болтами в длинную трубу. Однако тоннели мелкого заложения (вблизи поверхности
    земли) прокладывают иначе: роют глубокую траншею, а затем накрывают ее сводом.

2. Проверка билетов. В лондонском метро билеты проверяют автоматы на входе и на выходе. Чем дальше едешь, тем дороже билет. На его магнитной полоске записана цена и станция назначения. Если проедешь дальше, при выходе надо доплатить разницу, иначе автомат не выпустит!

3. Вентиляция. Более 100 вентиляторов накачивают воздух в подземные сооружения.

4. Центр управления. Отсюда персонал станции с помощью телекамер следит за движением поездов и всем что происходит на платформах.

5. Трансформаторная. Электроэнергию между поездами метро распределяют 114 подстанций.

6. Телефоны. Обычно на станциях метро есть телефоны-автоматы.

7. Вход с улицы. С улицы в метро ведет широкая лестница, иначе в часы пик образовалась бы пробка. Над входом в метро легко узнаваемый знак показывает, что здесь станция.

8. Билетные кассы. Здесь можно купить билет, если нет мелочи для автомата, и проездные на день, неделю и месяц.

9. Схема метро. Схема метрополитена помогает пассажирам выбрать маршрут.

10. Магазины и киоски. Мелкие торговцы арендуют на станциях киоски и магазинчики. Плата за аренду приносит метрополитену дополнительный доход.

11. Автоматические турникеты. В метро нельзя войти, не заплатив за проезд, — дверцы автоматического турникета открываются и пропускают пассажира на перрон только после того, как в щель турникета вставлен билет.

12. Персонал станции. Станцию обслуживает не менее 2 человек, а большую станцию — 100. В помещении для отдыха персонала есть туалеты, умывальники, столовые.

13. Привод эскалатора

14. Эскалатор. Эскалаторы перевозят пассажиров по наклонным тоннелям, работая по 20 часов в сутки. В среднем ступенька эскалатора проходит за год 16 ООО км — втрое больше, чем расстояние от Лондона до Нью-Йорка.

15-28:

15. До перрона путь неблизкий. Самый длинный эскалатор в лондонском метро спускается на глубину почти 25 м.

16. Музыка в переходах. В переходах играют музыканты в надежде немного заработать. Это, правда, против правил, так что полиция обычно за этим следит.

17. Лестницы. На станциях Лондонского метро от эскалатора к платформе чаще всего ведет обычная лестница.

18. Телекамеры на платформе. В конце платформы установлены телекамеры и экран, по которому машинист следит, как идет посадка на поезд. Прогуливаясь по платформе в ожидании поезда, пассажир тоже может увидеть себя на телеэкране.

19. Стоячие места. В часы пик сидячих мест не хватает, поэтому многим пассажирам приходится стоять. Они держатся за металлические поручни и ременные петли, чтобы не упасть, когда поезд трогается или тормозит.

20. Вагоны. В самых новых вагонах метрополитена 100 стоячих и 37 сидячих мест. Поезд из восьми вагонов может вместить почти 1 100 человек.

21. Раздвижные двери.  Двери вагонов раздвигаются, только когда поезд останавливается на станции. Поезд не может тронуться, пока все двери не будут плотно закрыты.

22. Запасной выход. На некоторых станциях есть запасной пожарный выход. Запасные выходы бывают нужны и во время ремонта эскалаторов.

23. Глубина заложения. Трубы тоннелей проложены на глубине 25 м под землей. Тоннели мелкого заложения — на глубине не менее 7,5 м. Не все линии метро проходят под землей: за пределами центра города поезда выходят на поверхность.

24. Выложенный плиткой пол.

25. Рельсы. Кроме рельсов для движения поезда, есть еще рельсы для подачи электроэнергии под напряжением 630 вольт.

26. Световое табло. Табло показывает время, оставшееся до прибытия следующего поезда.

27. Поперечные тоннели. Магистральные тоннели соединены между собой поперечными для подачи свежего воздуха к движущимся поездам.

28. Силовые кабели. Первые поезда подземки ходили на паровой тяге. Сегодня в метро везде используется электроэнергия. в Лондонском метро есть своя электростанция, мощности которой хватило бы для освещения 200-тысячного города.

Параметры:

параметры метро лондона

И напоследок 4 факта о Лондонском метро:

Спасибо за внимание, ждёт интересных статей и от вас!!!  С Уважением редакция сайта Fotovarka.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Метро — уникальная вещь. Всегда была интересна его история и то, что скрывается под покровом метро.

  2. Очень интересная статья. Особенно близко Московское метро. Но разве мы задумываемся в о его системе функционирования, об устроистве, по сути еще одного города в недрах земли? А скольким людям сохранило жизнь в военные годы? Я думаю, еще не одна история метро будет описана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.