Собор Парижской Богоматери в разрезе

0
Собор Парижской Богоматери в разрезе
Собор Парижской Богоматери в разрезе

БЕЛОЕ ОБЛАЧЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ

От собора Святой Софии до собора Парижской Богоматери

Восточная часть Римской империи процветала долгие столетия, пока османы не уничтожили её, а в это время западная часть постепенно приходила в упадок. Когда
строился собор Святой Софии, племена варваров из лесов Германии вторглись в Западную империю, сжигая храмы и разоряя селения. Они разрушили даже великий
Рим. В дыму пожарищ воины срывали со стен украшения и разбивали статуи, веками стоявшие на рыночных площадях.

С войной пришли голод и болезни, унёсшие много жизней. Сорной травой покрылись дороги Франции, Испании и Британии. Рим лежал в руинах, и дикие собаки рыскали по его пустырям.

Читайте так же: Изобретения древнего Рима

Те немногие из горожан, что выжили, отчаянно искали пищу, чтобы прокормиться. Они уже не думали о прекрасных зданиях. Шло время , и люди забыли, как делать камень
идеально гладким и отливать из бетона купола.

В то время большинство римлян исповедовало христианство. Постепенно они обратили язычников-галлов в свою веру, и христианство распространилось по всей Западной Европе. Спустя сотни лет, когда на здешние земли вернулся мир и порядок, первыми великими зданиями, которые построили люди, стали церкви.

Церковь. Главный храм монастыря Клюни, Франция, 11-13 века.
Главный храм монастыря Клюни, Франция, 11-13 века.

В Средние века мир казался людям местом печальным и весьма жестоким, ведь работа была тяжёлой, большинство болезней — неизлечимыми, а приказы правителей вели к войнам и смерти. Но христиане верили, что после смерти они попадут на небеса.

Только что их там ждёт?

Никто не мог сказать этого точно. А теперь представьте, что вы построили церковь, которая показала бы людям, на что похожи небеса. Именно так и поступил настоятель одного из монастырей. Монастырь в Клюни был богатейшим во Франции. В нём сотни монахов поднимались до рассвета, чтобы молиться, изучать Библию и совершать обряды. Однажды настоятель р ешил построить в монастырских стенах новый собор, который показал бы людям, как выглядит рай.

Он заложил фундамент храма в форме огромного креста, символизирующего крест, на котором был распят Иисус Христос. Длинные пространства, образованные лучами креста, внутри разделяли сь аркадами, ведущими к центру храма. Центральная аркада состояла из нескольких ярусов арок, которые поддерживали длинную как туннель крышу. Рядом с центральной находились более низкие галереи, где были расположены
небольшие алтари — молельни. Здесь прихожане молились своим христианским святым.

Ладан и свечи наполняли церковь неземным ароматом, а пение монахов эхом разносилось под каменными сводами. Новый собор в Клюни был огромен — до этого
прихожане не видели здания и вполовину меньше него. Внутри собора люди находились в окружении библейских историй и христианских символов. Три
арки, собранные вместе, означали триединство Бога: Отца, Сына и Святого Духа, а ряд из шести окон шесть дней, за которые Бог создал мир.

«Именно так выглядят небеса», — радовался настоятель, когда смотрел на новую церковь. И по просвет лённым лицам прихожан он видел, что они думают так же.

После длительных войн и раз рухи в Европе наконец воцарился мир , и тогда во многих городах люди начали строить храмы, подобные монастырской церкви в Клюни.

«Кажется, будто весь мир встряхнулся, — писал один монах из Клюни, — и, сбросив старую одежду, украсил себя церквями в белом облачении».

Новые храмы

Возведённые во Франции, а позже и в Англии, своими аркадами и украшениями на колоннах напоминали древнеримские, поэтому их стали называть романскими. Мощь и основательность чувствовались в облике романских церквей: в их массивных колоннах и прочных арках, в крошечных оконцах и толстых каменных стенах.

Однако один город построил свой главный собор совершенно иначе. В Париже, одной из самых крупных столиц Западной Европы, люди всё ещё приходили молиться в ветхий старый собор. Всякий раз , когда епископ Морис де Сюлли входил в него, ему было стыдно.

Поэтому он решил возвести новый собор, который отличался бы от храмов в романском стиле. Его собор должен был не просто поражать воображение прихожан. Он должен был возносить их души к небесам .

СОН ЕПИСКОПА

Собор Парижской Богоматери (Натр-Дам де Пари) , Париж , Франция, 1163 г.

Однажды утром жителей Парижа разбудил страшный грохот. Когда они увидели, что творится на одном из островов реки Сены, то застыли в изумлении. Рабочие сносили кафедральный собор. Епископ Морис стоял в стороне. Он не пытался помешать им, а наоборот, отдавал распоряжения.

В ответ на возмущённые крики толпы он только разводил руками. «Я подчиняюсь
воле Божьей» ,- говорил епископ и объяснял людям, что во сне ему явился огромный собор. Морис де Сюлли даже взял палку и нарисовал на земле план здания.

Когда люди сказали, что собор слишком велик, чтобы поместиться между окружавшими его домами, епископ лишь пожал плечами: «Мы их снесём».

Собор Парижской Богоматери (Натр-Дам де Пари) , Париж , Франция, 1163 г.
Собор Парижской Богоматери (Натр-Дам де Пари) , Париж , Франция, 1163 г. Собор Парижской Богоматери в разрезе

Морис де Сюлли был богатым человеком, он нанял для постройки собора лучших каменщиков, самых опытных плотников и известных художников, которых созвал со всей Франции.

Работа шла полным ходом, и парижане тоже активно участвовали в ней. Тележки грохотали по мостам через Сену, костры нагревали котлы, где плавился свинец для крыш, на улицах витал запах св еже срубленной древесины.

Пока каменщики не покладая рук трудились над резными украшениями в своих мастерских, художники придумывали рисунки витражей для окон. Епископ Морис дни напролёт совещался с архитекторами, которые проектировали церковь. И по мере того как росли стены здания, люди начинали понимать, насколько необыкновенным будет новый собор.

Монастырь Сен — Дени

Незадолго до этого аббат Сугерий совершенно по-новому перестроил часть старой церкви в монастыре Сен — Дени, что недалеко от Парижа. Вместо того чтобы укрепить колонны и стены, он сделал их настолько тонкими, насколько это было возможным,
а окна — выше и шире, чем когда — либо до этого.

Сен - Дени

В отличие от других церквей, в храме Сен-Дени не царил мрак. Свет пронизывал его насквозь. Аббат Сугерий внёс ещё одно новшество — стрельчатые арки. Они были прочнее полуциркульных арок и, что особенно поравилось аббату, тянулись вверх, к небесам. Крыша, которую они поддерживали, тоже выглядела иначе. Она не была полукруглой и совсем не походила на туннель. Она была будто составлена из клиньев, образуемых каменными рёбрами жесткости — нервюрами.

Тени от них танцевали на стенах в свете солнца, льющегося из огромных окон. Епископу Морису поравилась церковь в Сен-Дени, и он хотел , чтобы главный собор Парижа был построен по-новому, в стиле, изобретённом аббатом Сугерием. Мы называем этот стиль готикой, а собор Парижекой Богоматери считаем первым большим готическим собором. Однако на строительство таких сооружений раньше уходили века.

Каменщики собора состарились и передали свои молоты сыновьям. Епископ Морис так
и не отслужил мессу у алтаря Натр-Дам де Пари. Лишь спустя годы после его смерти жители Парижа увидели образ, явившийся епископу во сне.

Собор Парижской Богоматери

поднялся над городом, как гора над равниной. Путники издалека слышали звон его бронзовых колоколов и видели его огромные башни, а когда входили внутрь, то будто оказывались в другом мире.
Никто до этого не думал, что церковь может быть таких размеров. В Натр — Дам де Пари колонны взмывали вверх, к сводам, как стволы огромных каменных деревьев. Заострённые стрельчатые арки рядами поднимались к окнам, из которых водопадом лился свет. В вышине висел готический стрельчатый свод, поддерживаемый нервюрами, напоминавшими ветви раскидистого дерева.

Витражи огромных окон изображали истории из Библии и жития святых. Проходя через их красные, зелёные и синие стёкла, свет мерцал и переливался высоко над головами, в сводах потолка, и казалось, что над прихожанами раскинулись райские сады. Музыка, которая лилась с хоров, подхватывала это торжественное настроение, превращаясь в гимн во славу великого собора.

В отличие от других храмов, собор Парижекой Бого матери не выглядел тяжеловесной громадиной — он словно взмывал к небесам. При взгляде на него у прихожан возникало чувство, будто епископ Морис много лет назад действительно увидел образ рая на Земле.

СРЕДНИЕ ВЕКА

В Средние века возводили не только великие соборы. Городские советы строили рынки и залы для собраний, купцы совместными усилиями возводили гильдии. И каждое последующее здание было больше и красивее предыдущего.

Здание гильдии в Ген те, Бельгия Средневековье было временем войн . Для защиты
Здание гильдии в Генте, Бельгия.

Средневековье было временем войн. Для защиты от врагов короли и аристократы строили большие укреплённые замки. Сначала они выглядели как простые башни,
но вскоре их стали окружать стенами и рвами, постепенно пристраивая бастионы, наружные укрепления и подъёмные мосты. Чувствуя себя в безопасности за каменными стенами замков, короли могли бросить вызов кому угодно.

Средневековый замок

Читайте так же : В разрезе: Замок

Собор Парижской Богоматери в разрезе

Собор Парижской Богоматери в разрезе
Собор Парижской Богоматери в разрезе

Расшифровка обозначений:

1-17 :

  1. Портал -главный вход в здание

2. История Святой Анны

3. История девы Марии, вырезанная в камне

4. Статуи библейских царей

5. Статуи ангелов и девы Марии, матери Иисуса

6. В Южной башне находился один большой колокол по имени Эммануэль

7. В северной башне было 4 колокола

8. Готические стрельчатые арки

9. Крыша была обшита свинцовыми листами

10. Деревянные стропила

11. Каменный свод

12. Хоры освещались через ленточные окна третьего этажа

13. Северное крыло трансепта

14.  Шпиль башни над средокрестием

15. Средокрестие — центр собора, где главный неф пересекался с трансептом. Над средокрестием находилась башенка с высоким сводом.

16. Южное крыло трансепта

17. Альарь

18-34:

18. Пилястры поднимались на всю высоту нефа и алтаря

19. Контрфорсы поддерживали стены

20. Апсида — закругление в конце главного нефа

21. Апсиду окружали капеллы

22. Главный алтарь открывали для торжественных богослужений по великим праздникам.

23. Хоры с деревянными скамьями для священнослужителей и певчих

24. Боковой вход

25. Круглое окно — роза с витражным стеклом

26. Главный неф представлял собой огромную аркаду

27. Придел -боковой алтарь

28. Боковой неф

29. Галерея

30. Боковые нефы были ниже главного

31. Главный неф был высотой в три этажа

32. Рисунок каменного пола напоминал лабиринт

33. Внутри конт форсов были винтовые лестницы

34. Контрфорсы поддерживали стены башен

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери ). Видео.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.