Сиднейский оперный театр

0
Сиднейский оперный театр в разрезе
Сиднейский оперный театр в разрезе.

Сиднейский оперный театр

Сиднейский оперный театр: Эскиз архитектора.

Сиднейский оперный театр, Сидней, Австралия, 1959 г. Сидней стоит на зелёных холмах, которые окружают глубокий синий залив. Здесь раздаются крики чаек, а волны с грохотом разбиваются о скалы. В середине прошлого века на одном из живописных берегов власти города решили п остроить оперный театр и выбрали
для этого косу Беннелонг, выступающую в глубь Сиднейской бухты.

Мэр Сиднея объявил конкурс, и проекты зданий полетели в Австралию со всего света. Однако, рассматривая их, члены жюри всё больше недоумевали. Большинство архитекторов основательно продумали внутреннее устройство театра: как будут располагаться ряды кресел в залах, как оформлена входная зона с билетными кассами и барами, в какой части здания разместятся склады для декораций и гримёрные.
Но членов жюри не интересовали эти детали — им нужен был проект здания, которое гармонично впишется в красивейший ландшафт Сиднейской бухты.

Сиднейский оперный театр
Сиднейский оперный театр.

Лишь один архитектор смог заинтересовать жюри. Внимание судей привлёк простой эскиз, выполненный пером и чернилами. В изумлении они передавали рисунок из рук в руки. Им казалось, что они видят паруса, парящие над берегом залива, или, возможно, крылья птиц, только что опустившихся на землю.

Поместятся ли внутри декорации? Смогут ли артисты пройти из гримёрных на сцену? Всё это в тот момент не имело значения. Жюри было очаровано поэтическим образом,
запечатлённым в эскизе здания.

Сиднейский оперный театр
Сиднейский оперный театр.

Сложность возведения сооружения отошла на второй план, и автора эскиза, молодого датчанина Йорна Утзона, признали победителем конкурса.

Никто не мог предположить, что строительство Сиднейской оперы затянется на 14 лет, в течение которых архитекторам и инженерам придется решить множество сложнейших задач, а властям — потратить на возведение здания огромные средства.

Сложности при постройке:

Несколько столетий назад для постройки высоких готических храмов, таких как собор Парижской Богоматери, люди изобрели новые способы возведения арок и сводов. Перед проектировщиками Сиднейского оперного театра стояла ещё более сложная задача. Как превратить крышу здания в изящные паруса, нарисованные Йорном Утзоном?

С помощью компьютеров инженеры рассчитали изгиб каждого свода, но все своды были разные, и невозможно было понять, какие формы нужно изготовить для заливки бетоном. Проблему удалось решить, когда проектировщики мысленно разрезали сферу на части — «крылья» — и составили из них композицию. Затем они придумали способ,
как из бетонных рёбер, подобных рёбрам готических соборов, создать эти своды-оболочки.

Сиднейский оперный театр
Сиднейский оперный театр. Стройка.

Никто никогда ещё не строил здания, похожие на Сиднейскую оперу. Каждая задача, с которой сталкивались инженеры, была новым вызовом. Как поставить рёбра на место? Как скрепить их между собой? Многие месяцы шло проектирование, и постепенно в чертежах и макетах здание обрело законченный вид. В Средние века на возведение собора иной раз уходило более ста лет. Жителям Сиднея казалось, что их оперный театр будут строить столько же.

Между тем стоимость проекта продолжала расти, а его участники вскоре стали обвинять друг друга в задержке строительства. После громкого скандала Йорн
Утзон покинул проект и вернулся в Данию. Он так и не приехал на открытие театра, чтобы увидеть, как его идея воплотилась в жизнь.

В октябре 1973 года в Сиднейской бухте собралось много лодок, на берегу и на вершинах холмов стояли взволнованные зрители. Все с изумлением смотрели на косу Беннелонг, где в солнечном свете сияли фантастические своды крыши нового оперного театра. Они выглядели точно так же, как на рисунке Утзона — как крылья птиц , только что опустившихся на землю.

И тогда жители города, наконец, поняли, почему архитектор создал здание именно таким. Театр был окружён городом со всех сторон, по этому не мог иметь главного
фасада и задней стены. Подобно удивительной скульптуре, он должен был быть прекрасен со всех сторон.

Утзон так больше и не побывал в Сиднее . Годы спустя жители города пригласили его, но он не смог приехать из-за тяжёлой болезни. И всё же у архитектора имелось одно утешение: оперный театр, созданный по его эскизу, стал выдающимся зданием, известным во всем мире.

Сиднейский оперный театр в разрезе

Сиднейский оперный театр в разрезе
Сиднейский оперный театр в разрезе.

Расшифровка обозначений:

  1. Зал оперного театра на 1507 мест.
  2. Стеклянные стены
  3. Верхнюю часть каждого «Крыла» закрывают жалюзи.
  4. Вращающаяся сцена
  5. Колосники — устройства над сценой, позволяющие менять декорации.
  6. Концертный зал на 2679 мест.
  7. Сцена
  8. Гримёрные
  9. Орган
  10. Репетиционный зал и студия звукозаписи
  11. « Крылья » сделаны из бетонных рёбер, соединённых вместе, и облицованы керамической плиткой.
  12. Форма каждой керамической плитки повторяет кривизну крыши.
  13. Ресторан
  14. Вход для зрителей через террасу
  15. Парковка для автомобилей под террасой
  16. По открытой террасе посетители могут обойти всё здание, любуясь прекрасными
    видами Сиднейской гавани.
  17. Кухня ресторана
  18. Складские помещения
  19. Оболочки «крыльев » стоят на мощном бетонном основании, облицованном гранитом.
  20. Кабинеты дирижёров
  21. Административные помещения
  22. Репетиционный зал
  23. Зал драматического театра
  24. Сцена
  25. Открытая терраса с видом на Сиднейский залив
  26. Фойе концертного зала
  27. Административные помещения
  28. Репетиционный зал
  29. Гримёрные
  30. Ресторан
  31. Летнее кафе
  32. Галерея с видом на Сиднейскую гавань.
  33. Оркестровая яма

Читайте так же: Баухауз — Дом в разрезе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.