Рождение казачьей шашки

1
Шашка императора Петра III. клинок
Шашка императора Петра III. Скорее всего, клинок этого оружия был изготовлен для сабли и позже на него была смонтирована рукоять шашки. Хорошо видно, что щёчки рукояти заходят на полосу клинка, в то время как хвостовик находится в центре и не является продолжением обуха

Рождение казачьей шашки

В среде оружиеведов главенствует мнение о том, что шашка у казаков в русской армии впервые появилась лишь в 30-е гг. XIX в. и была позаимствована у горцев в ходе Кавказской войны, как эффективное холодное оружие, показавшее свои преимущества перед саблей. Однако есть мнение, что казаки начали пользоваться шашками задолго
до этого времени.

Казачья шашка нижних чинов обр. 1839 г.
Казачья шашка нижних чинов обр. 1839 г.
Русская солдатская шашка
Русская солдатская шашка обр. 1834 г. — согласно бытующему мнению, первый образец такого оружия в русской армии.

Как правило, в качестве доказательства того, что шашка в русской армии появилась лишь в XIX в., упоминается шашка нижегородских драгун обр. 1834 г. и шашки, которые принято называть шашками обр. 1838 г. Однако, эта теория — ошибочна. В ходе тщательного изучения истории шашки удалось установить, что это оружие широко использовалось казаками ещё в начале XVIII столетия. Рассмотрим подробнее случаи упоминания шашки у казаков ранее XIX в.

Русская офицерская шашка второй четверти XIX в., Златоуст, Российская империя
Русская офицерская шашка второй четверти XIX в., Златоуст, Российская империя

Наличие шашек у гребенских казаков в XVIII в. подтверждено историческим документом из Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА) — это «Описание гребенских казаков» из так называемых «портфелей Миллера» — коллекции исторических материалов, собранной академиком Г.Ф. Миллером (1705 — 1783), одним из крупнейших историков XVIII в. Описывая домашний быт казаков, автор пишет: «…пищали с подсошками, сабли, шашки … в тех сенях по стенам развешивают».

Шашка офицерская Драгунского Нижегородского полка
Шашка фицерская
Драгунского Нижегородского
полка

Отметим, что автором «Описания» шашки упомянуты наряду с саблями, что исключает возможность ошибки в описании или названии увиденного им оружия. В рассказе гребенского казака Демушкина — участника похода в Хиву в 1717 г., приведённом в книге военного историка К.К.Абазы «Казаки, донцы, уральцы,терцы» мы встречаем упоминание шашек у казаков в самом начале XVIII в.: «До Амударьи киргизы и туркмены сделали на нас два больших нападения, да и мы их оба раза, как мякину, по степи развеяли. Яицкие казаки даже дивовались, как мы супротив их длинных киргизских пик в шашки ходили». В собрании Московского Кремля есть одна из самых ранних известных шашек — это шашка императора Петра III (1728–1762). Она интересна тем, что имеет очень простой прибор: рукоять из рога, ножны, обтянутые тёмно-красной кожей и две металлические обоймицы. Отличительная особенность ножен — устье имеет продолжение в виде кожаной манжеты. Очевидно, что функциональное пред назначение этого элемента — защита клинка и рукояти, возможно, от попадания влаги. Можно предположить, что император мог себе позволить иметь украшенную шашку, однако мы находим среди его оружия шашку именно в таком виде, без украшения серебром и иными материалами, характерными для экземпляров, изготовленных кавказскими мастерами. Известен провенанс этого предмета. Шашка входила в собрание оружия Великого князя Петра Фёдоровича (с 1762 г. императора Петра III) и хранилась в Ораниенбаумском дворце. Клинок шашки имеет два широких дола и надписи, характерные для европейских клинков XVII–XVIII вв. «ANNO 1663 SOLINGEN».

Шашка императора Петра III. клинок
Шашка императора Петра III. Скорее всего, клинок этого оружия был изготовлен для сабли и позже на него была смонтирована рукоять шашки. Хорошо видно, что щёчки рукояти заходят на полосу клинка, в то время как хвостовик находится в центре и не является продолжением обуха

Рождение казачьей шашки:

Однозначно судить о том, имеет ли дата «1663 год» на клинке отношение к времени изготовления клинка, нельзя. По внешнему виду рукояти можно предположить, что изначально клинок был изготовлен для сабли, и позже на него была смонтирована рукоять шашки. Хорошо видно, что щёчки рукояти заходят на полосу клинка, в то время, как хвостовик находится в центре и не является продолжением обуха. Значительный интерес для нашего исследования представляет «История или повествование о донских козаках (отколь и когда они начало своё имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и проч.)», собранная и составленная из многих достоверных российских и иностранных историй, летописей, дворцовых записок и из журнала Петра Великого, через труды инженер-генерал-майора и кавалера Александра Ригельмана, 1778 г. Генерал Ригельман обучался в шляхетском кадетском инженерном корпусе, долго жил в Малороссии, снимая карты и составляя планы малороссийских городов, позже занимался исправлением и постройкой крепостей по северо-восточной линии, по днепровской линии и в других местах. Отметим, что в предисловии отмечено: «История» напечатана с подлинника, доставленного сыном Александра Ригельмана, Аркадием Александровичем, и что рисунки сняты со всей тщательностью с рисунков, составленных самим автором.

На гравюрах Ригельмана с изображениями казачьих старшин
На гравюрах Ригельмана с изображениями казачьих старшин мы видим шашки с утопленными в раструб рукоятями, висящие лезвием вниз, то есть, «по-сабельному». На рукоятях шашек хорошо видны элементы орнамента, который не встречается нам на известных образцах шашек XIX в.

В разделе «О природе и одежде их» мы встречаем следующее: «Оружия их: ружья, пистолеты, копья, шашки и сабли». Это свидетельство является для нас очень важным
не только потому, что это упоминание шашки в XVIII в., но и потому, что, также как и в «Описании Гребенских Казаков» в одном предложении, наряду с шашками, упомянуты
и сабли. Из чего можно сделать вывод, что генерал-майору Ригельману шашка была известна, как отличный от сабли вид оружия, бытовавший у казаков.  Также
на головках рукоятей присутствует центральный орнамент,
характерный для шашек этого типа.

Офицерская шашка
Офицерская шашка, сходная с теми, что изображены на гравюрах Ригельмана. Это явно оружие казачьего офицера с лёгким «парадным» клинком. В приборе этой шашки
отсутствует характерный для шашек, изготовленных мастерами кавказского происхождения, материал, как серебро. Галун на ножнах не похож на галуны
известных шашек Кавказского Линейного Казачьего войска первой половины XIX в. Также
на ножнах присутствует характерная нить, которая не встречается на других типах шашек.

Возвращаясь к историческим фактам, нужно упомянуть, что в апреле 1775 г. императрица Екатерина II повелела образовать две конвойные казачьи команды — Чугуевскую и
Донскую. Согласно «Полному собранию законов Российской империи» год спустя команды получили особое обмундирование и чёткие штаты, по которым донцов должно было быть 77 человек (1 полковник, 4 есаула, 65 казаков, 7 денщиков), а чугуевцев — 74 человека (1 поручик, 1 прапорщик, 1 вахмистр, 1 квартирмейстер, 3 капрала, 65 казаков, 1 «малолеток» и 1
кузнец). Важным и интересным для нас может считаться тот факт, что среди описания обмундирования и вооружения, 7 мая 1776 г. положенного состоявшей при Высочайшем дворе
Донской Конвойной Казачьей команде, мы встречаем следующее: «вместо сабли, шашка, на узком ремне, из чёрной кожи». В таблице «О аммуничных и прочих вещах» к закону
№ 14.467 1776 г. мы видим, что Донской Конвойной Казачьей команде по штату полагалось 65 шашек, стоимостью 1 руб. 35 1/2 коп. каждая. Также любопытно то, что срок использования шашек в Конвойной Команде составлял 20 лет. В биографии будущего командира Казачьего Лейб-Гвардии полка донского офицера Денисова Фёдора Петровича, изложенной в «История Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка 1775–1813–1875–1913», мы встречаем упоминание шашки, которой пользовался русский офицер при захвате трофейной сабли турецкого военачальника Черкес-паши в 1774 г.: «… Денисов выхватил шашку и погнался за пашою. У паши тоже был хороший конь, безжалостно погоняя его своей саблей Черкес-паша спасался от Денисова. Вдруг сабля выскользнула из рук паши; Денисов, видя, что ему пашу всё равно не догнать, остановился, а саблю Черкес-паши поднял и хранил как трофей». Отметим, что в описании Гребенских казаков из «портфелей» Миллера, в работе о донских казаках Ригельмана, и в документах о Донской Конвойной Казачьей команды мы не встречаем каких-либо уточнений или пояснений, которые могли бы указывать на то, что шашка на тот момент считалась новым или недавно заимствованным оружием. Напротив, мы видим употребление слова «шашка» наравне с другими видами вооружения. По моему мнению, это одно значно свидетельствует о том, что в XVIII в. шашка была хорошо известна, как длинноклинковое холодное оружие, бытовавшее у казаков. Не менее интересными для нашего исследования могут служить упоминания шашки в книге Н. Дубровина «Пугачёв и его сообщники. Эпизод из истории царствования императрицы Екатерины II, 1773–1774 гг.», связанные с донским казаком Емельяном Пугачёвым (1742–1775), выдававшим себя за императора Петра III: «… вооружась каждый шашками, копьями и винтовками», «последний принял шашку, большой нож и патронницу…». При этом, наряду со словом «шашка», в тексте упоминается слово «сабля», что свидетельствует о том, что человек, использовавший эти термины для описания известных событий, знал оба вида
холодного оружия: «…встретили наступавших рычагами, копьями и саблями», «вооружение его состояло из сабли и двух пистолетов». Можно предположить, что к периоду восстания Пугачёва, шашка у казаков была хорошо известна и широко применялась.

«Самая ранняя известная нам черкесская шашка»
«Самая ранняя известная нам черкесская шашка» из Государственного исторического музея с датировкой 1713 г., упомянутая в книге «Оружие народов Кавказа» Аствацатурян Э.Г.

В книге «Оружие народов Кавказа» известного исследователя кавказского оружия Аствацатурян Э.Г. упоминается «самая ранняя известная нам черкесская шашка» из Государственного исторического музея (15350 ГИМ) с датировкой 1713 г. Фото этой шашки также приведено в книге Фролова Б.Е. «Холодное Оружие Кубанских Казаков». Рассмотрим внимательно этот предмет. Перед нами кавказская шашка с малоизогнутым однодольным клинком, с роговой рукоятью классической формы на двух заклёпках.
Клинок шашки имеет вид, характерный для клинка шашки Российской императорской армии обр. 1881 г. Отметим, что за образец для клинков шашек обр. 1881 г. были взяты английские клинки похожей формы. Даже если предположить, что на исследуемой шашке стоит клинок не шашки обр. 1881 г., а английской сабли, то всё равно нет возможности
говорить о 1713 г., как о годе производства клинка, так как английские клинки такой формы производились в третьей четверти XIX в. Рукоять шашки также имеет схожесть с известными предметами второй половины XIX в., датировка которых не вызывает каких-либо сомнений. Можно сделать вывод, что шашка, именуемая «самой ранней известной черкесской», не имеет признаков, характерных для начала XVIII в. и указывающих на её черкесское происхождение. Другие шашки, атрибутируемые как «черкесские» XVIII в., нам неизвестны.

Сомнительным кажется и утверждение о происхождении шашки в ходе стремительной эволюции от ножа в то время, когда уже повсеместно использовались сабли, которые были хорошо известны и казакам, и черкесам. Для нас интересен тот факт, что в литературе встречаются упоминания слова «шашка», связанные с южнорусскими казаками XVI в. К сожалению, неудалось установить, соответствовало ли значение этого слова известному типу холодного оружия, однако именно в казачьей среде встречаются, например, деятели с
фамилией Шашка. В книге историка Костомарова Н.И. «Южная Русь в конце XVI в.» мы встречаем упоминания об атамане Шашке: «…казаки в отмщение послали атамана Шашку с трёх-тысячным отрядом… Шашка прибыл в Хвастов и отправил триста молодцов в передней стороже узнать о силе неприятеля, вошедшего в казацкую Украину».Таким образом, можно смело говорить о том, что шашка появилась в русских казачьих частях не в 30-е гг. XIX в., а, как минимум, на 100 лет раньше.

Казачья шашка обр. 1881 г
Казачья шашка обр. 1881 г.

Рождение казачьей шашки

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Хорошая стать, я лично думал шашка возникла намного позже. Я видел фото что и в Первую Мировую и в Гражданскую шашка широко использовалась, даже в 1930-е в борьбе с басмачеством.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.