Ренессанс в Европе Вилла Ротондо

0
Вилла Ротондо
Вилла Ротондо

Ренессанс в Европе Вилла Ротондо

От Запретного города до виллы Ротонда

В Западной Европе на протяжении веков люди возводили готические соборы и замки. Города соревновались друг с другом в стремлении построить самый красивый храм. Во Франции взмыли ввысь соборы Шартра, Реймса и Амьена, и каждый из них превосходил предыдущий высотой сводов и размером ажурных окон.

Жители Шартра так хотели быстрее построить новый собор, что, когда у них не было лошадей для телег, они сами тащили камни на строительную площадку. В те времена инженеры ещё не знали про действие основных сил — сжатия и растяжения, влияющих на прочность конструкции. Они получали этот опыт в процессе строительства. Иногда они совершали ошибки, и тогда здания рушились.

Церковь Сант-Андреа, Мантуя, архитектор Л. Б. Альберти
Церковь Сант-Андреа, Мантуя, архитектор Л. Б. Альберти

Постепенно строители научились делать более точные расчёты, лучше распределять
вес сводов на контрфорсы и арки и возводить тонкие каменные шпили, которые будто стрелы пронзали облака. В то время как в Китае строился Запретный город, в архитектуре Европы произошли большие изменения. А началось всё с Италии.

Церковь Сан - Пьетро - ин-Монторио (Темпьетто), Рим, архитектор Д. Браманте
Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (Темпьетто), Рим, архитектор Д. Браманте

Здесь, на родине древнеримской цивилизации, руины мостов, храмов и театров были неотъемлемой частью городов.

Читайте так же : Изобретения древнего Рима

И хотя итальянцы иногда строили готические церкви и копировали византийские здания, они не забывали о культуре своих предков. Итальянцы знали, что древние римляне жили не в замках, а в элегантных дворцах и виллах , что их жизнь протекала в роскошной и изысканной обстановке, о которой теперь можно было только мечтать. И тогда потомки римлян, в надежде, что когда-нибудь смогут стать достойными наследниками своего великого прошлого, начали строить здания в римском стиле.

Начало Ренессанса

Это было началом периода, который мы называем Ренессанс, — времени возрождения
классической архитектуры Древнего Рима и Древней Греции.

Когда архитекторы эпохи Возрождения попытались воссоздать античные здания, они поняли, что у них слишком мало для этого знаний. Им было известно , что римляне использовали полуциркульные , а не стрельчатые арки, они также имели представление о классических архитектурных ордерах: дорическом, ионическом
и коринфском . Они приезжали в Рим, чтобы изучить сохранившиеся там храмы, но изучать было почти не чего — большинство римских зданий лежало в руинах.

Купол собора Санта-Мария - дель-Фьоре, Флоренция, архитектор Ф. Брунеллески
Купол собора Санта-Мария — дель-Фьоре, Флоренция, архитектор Ф. Брунеллески

Читайте так же: Достопримечательности в 3-D паззлах

Архитекторы эпохи Возрождения были похожи на поваров, у которых есть необходимые продукты, но нет рецепта. Осознав , что им не под силу скопировать римские сооружения, они стали создавать свои классические здания.

Во Флоренции Филиппа Брунеллески возвёл над собором Санта- Мария -дель — Фьоре удивительный купол, придавший городу поистине римское величие.

Другой архитектор , Леон Батиста Альберти , написал книгу о классической архитектуре и построил церковь в Мантуе, основой которой стала огромная римская
арка. Третий мастер, Доната Браманте, возводил в Риме дворцы в классическом стиле, но самой успешной его постройкой стал маленький круглый храм, который итальянцы назвали Темпьетто — «храмик».

Темпьетто - "храмик"
Темпьетто — «храмик»

Все эти здания были настолько прекрасны, что Папа Римский принял решение перестроить в новом стиле главный католический храм — собор Святого Петра.

Довольно быстро классическая архитектура распространилась по всей Европе. И немаловажную роль в этом сыграл простой каменщик по имени Андреа Палладио из итальянского городка Виченца.

СИММЕТРИЯ

Ваше лицо симметрично. Если вы посмотрите на две его половины, то увидите, что одна является зеркальным отражением другой. На рисуйте на листе бумаги прямоугольник, и вы легко сможете провести линию, которая по делит его на две равные части. Архитекторы, работавшие в классическом стиле, такие как Палладио, всегда стремились сделать свои здания симметричными.

Ось симметрии
Ось симметрии

Вы можете добавить вторую линию симметрии в квадрат или прямоугольник, разрезав его тем самым на четыре равные части. Окружность полностью симметрична. Заложив в основу виллы круг, вписанный в квадрат, и добавив с каждой стороны квадратный портик, Палладио построил удивительно гармоничное здание.

Оси симметрии виллы Ротонда
Оси симметрии виллы Ротонда

ГЕОМЕТРИЯ

Архитекторы эпох и Возрождения проектировали здания, опираясь на законы алгебры и геометрии. Их строения, как в целом, так и в отдельных элементах, повторяли геометрические фигуры: квадрат, окружность, треугольник.

План виллы Ротонда
План виллы Ротонда

Мыслители и художники того времени полагали, что вещи выглядят совершенными только тогда, когда они пропорциональны. По их мнению, с помощью геометрии можно было объяснить любую идею, конструкцию здания и даже … строение человека.

человек в сечении

СОВЕРШЕННЫЙ ДОМ

Вилла Ротонда, Виченца, Италия, 1567 г.

Городок Виченца находится рядом с большим торговым городом Венецией. В прежние времена его жители зарабатывали тем, что продавали венецианцам продукты со своих ферм. В отличие от Венеции с её прекрасными зданиями, Виченца была маленькой и невзрачной.

«Крестьяне!» — усмехались люди при упоминании о городке. Такие заявления приводили в ярость аристократов Виченцы. Может быть они и были землевладельцами,
но землевладельцами образованными и сведущими в искусстве. Они читали книги античных авторов и обсуждали вопросы, которые много веков назад волновали древних греков и римлян. Как сделать вещь прекрасной? Есть ли в мире совершенные предметы? Можно ли создать совершенную статую? А построить совершенный дом?

Когда один из аристократов, Джанджорджо Триссино, перестраивал свой особняк, он обратил внимание, что его лучший каменщик Андреа делла Гондола часто присоединяется к этим дружеским собраниям и беседам о красоте. К тому моменту Андреа прочитал все книги о строительстве классических зданий и научился точно копировать античную резьбу.

Триссино решил отправить его в Рим, где будущий архитектор смог бы изучить римское наследие. Но прежде чем Андреа делла Гондола уехал, Триссино дал ему новое имя. Он назвал его Андреа Палладио — в честь греческой богини мудрости Афины Паллады.

Вилла Ротонда, Виченца, Италия, 1567 г.
Вилла Ротонда, Виченца, Италия, 1567 г.

В Риме

Палладио проводил всё своё время на улицах города, исследуя древнюю архитектуру и делая зарисовки. Измерив классические колонны и изучив античные
орнаменты, он с изумлением обнаружил, что в их основе лежат сложнейшие расчёты и что именно благодаря этим расчётам они так прекрасны. Зарисовывая планы древних домов и храмов, он заново открыл принцип симметрии.

Большинство классических строений были симметричны: одна сторона в них зеркально отражала другую. Палладио увидел, что самые красивые римские залы имели форму идеального круга или квадрата. Если же помещение было прямоугольным, то отношение ширины к длине в нём тщательно просчитывалось.

Продолжая увлечённо работать над эскизами, Палладио неожиданно открыл закон красоты: здание делает прекрасным не количество колонн, арок и статуй, а гармоничное соотношение частей и целого в нём.

Вилла Ротондо
Вилла Ротондо

Обретя бесценный опыт и знания, Палладио вернулся домой, в Виченцу. Здесь он начал проектировать загородные дома для знатных горожан. Многие из них не могли позволить себе потратить много денег на изысканное убранство, но это не смущало Палладио. Он строил дома простыми и симметричными.

Вскоре его попросили изменить облик всего города. Палладио построил в Виченце новые дворцы и дома, перестроил старое обветшалое здание городского правления и украсил его ярусами классических арок.

 В результате из бедного провинциального местечка Виченца превратилась в один из прекраснейших городов мира.

Однажды к Палладио пришёл с необычной просьбой священник Паоло Альмерико, который недавно переехал в Виченцу. Он попросил построить для него совершенный дом. С кем бы Палладио ни обсуждал эту идею, большинство его собеседников были уверены, что создать нечто совершенное из простых кирпичей и дерева невозможно.

Идеи могут быть совершенными, вещи — нет. Тогда Палладно взял листок бумаги и нарисовал на нём квадрат.

Но разве круг не является совершенной фигурой?

Он нарисовал внутри квадрата круг. Так Палладио создал эскиз совершенного дома, который должен был иметь идеальную форму- форму круга, вписанного в квадрат: в центре — круглый зал, а с каждой из сторон- квадратное крыльцо- портик с видом на живописный пейзаж. Наружные стены, по мнению Палладио, не нуждались в украшении. Придерживаясь принципа простоты и ясности, архитектор создал для
Паоло Альмерика самую прекрасную из своих вилл.

Но одна вещь всё же смущала его. Сколько человек приедет в Виченцу, чтобы посмотреть на его безупречную работу? А сколько человек отправится в Рим, чтобы изучить и в конце концов раскрыть секреты античной красоты?

Размышляя так, Палладио решил написать книгу.

Андреа Палладио - законодатель архитектурной моды
Андреа Палладио — законодатель архитектурной моды

Вместе со своими помощниками он зарисовал виллу Паоло Альмерико: план, четыре фасада и поперечный разрез, который открывал её как кукольный домик. Таким же образом они изобразили все здания, спроектированные архитектором. Кроме того, Палладио кропотливо перенёс на бумагу все памятники архитектуры, которые изучил в Риме , классические орнаменты и украшения для окон, записал самые надёжные способы возведения стен. Когда работа была окончена, чертежи и рисунки заняли четыре тома.

Книги Палладио распространились по всей Европе. Во Франции и Германии, Испании и Великобритании люди внимательно изучали и копировали его чертежи. Следуя правилам архитектора, люди стали строить прекрасные дома из кирпича и отделывать их простой штукатуркой. Глядя на виллу Ротонда, они поняли, что именно открыл Палладио в Риме: красота не зависит от количества украшений, самыми совершенными являются простые вещи.

Вилла Ротондо в разрезе

На вилле Ротонда хозяева
принимали гостей и устраивали
праздники.

Вилла Ротондо
Вилла Ротондо

Расшифровка обозначений :

  1. Цокольный этаж

2. Винтовые лестницы вели на верхний этаж.

3. Оштукатуренные стены

4. Простые украшения для окон

5. Залы на первом этаже были украшены сценами из античных мифов.

6. Круглый балкон

7. На мансардном этаже располагались спальни.

8. Внутренняя поверхность купола была оштукатурена и расписана.

9. Глиняная черепица

10. Деревянные стропила

11. Ступенчатый купол

12. Фронтоны были украшены скульптурами.

13. Фронтон

14. Антаблемент

15. В здании было четыре портика, по одному с каждой из сторон.

16. Ионические колонны

17. Первый этаж, где находился главный зал, назывался рiаnо nobile- «парадный этаж».

18. В каждом портике был вход

19. К каждому портику поверх цоколя вела лестница, которая позволяла попасть
на «Парадный этаж».

20. Двери в комнаты для слуг находились под лестницей.

21. в цокольном этаже располагались кухни и кладовые.

22. Круглый зал под куполом был центром виллы.

Вилла Ротондо видео

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.