Леонардо да Винчи: «Тайная вечеря»

1
«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: Истинно говорю вам, один Милли из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». По жестам учеников можно догадаться о том, как они воспринимают эти слова.

Леонардо да Винчи: «Тайная вечеря»

Гениальный художник с самого раннего утра часами блуждал по улицам Милана в надежде найти в безымянной людской массе тех, чьи лица могли бы послужить моделью для портретов Христа и Иуды.

Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи: «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи

Когда в 1495 году в рефектории (трапезной) монастыря Санта Мария делле Грацие Леонардо да Винчи приступал к работе над своим прославленным произведением — «Тайной вечерей» — особенно труден для него оказался портрет предателя. Как он
признался позже своему заказчику герцогу Лудовико Сфорца, ему, художнику,
казалось почти невероятным отыскать черты лица, выдававшие человека, исподтишка
готовящего удар своему Учителю, которому он был стольким обязан.

И если бы Леонардо такового действительно не нашел, то взял бы, не долго думая, как модель для Иуды нелюбимого им приора, — шугливо заявлял 43-летний мастер. Потому что своей нетерпеливостью настоятель монастыря действовал на нервы всемирно признанному гению. Хотя Леонардо одновременно работал над Corte Vecchia (Старый двор) в Милане и иногда целыми днями не слезал с лесов у северной стены монастырской трапезной, он сумел закончить работу над своей фреской длиной 9 метров и высотой 4,5 уже через 2 года.

Леонардо да Винчи: «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи: «Тайная вечеря»

Когда своенравный художник, сумевший в своей жизни завершить лишь очень немногие произведения, рассмотрел драматическую сцену Тайной вечери, он
обнаружил неприятный сюрприз: поскольку для освоения его новой живописной
техники штукатурка стены в трапезной вовсе не подходила, на изображении
появились тонкие трещинки, которые Леонардо поспешно велел закрасить. Спустя 2 десятилетия все произведение покрылось беловатым налетом, а краски стали заметно бледнее. А позднее краска начала частично отходить.

Целые поколения реставраторов ломали голову над тем, как заново укрепить эти частицы краски и заполнить образовавшиеся пустоты. Некоторые были настолько самонадеянны, что решили дописать фигуры Леонардо и при этом приводили свои доводы, подчас дилетантские: дескать, некоторые лица с течением времени все равно исказились до неузнаваемости.

В 1726 году Микеланджело Беллотти попытал счастья с масляными красками.

А в конце прошлого столетия эксперты стали возлагать надежды на защитный
слой каучука, но он лишь на короткое время приостановил распад. Удивительно, что картина Леонардо, отреставрированная почти на волоске от гибели, все-таки дожила до наших дней.

Тем более что монастырский рефекторий — архитектурное сооружение в стиле Ренессанс, начатое в 1466 году и позже расширенное Браманте — французские революционные войска использовали под конюшню для своих лошадей. К тому же в 1944 году в него попала бомба, разрушив, правда, только южную стену «Cenacolo Vinciano», Леонардовой трапезной.

Музей «Cenacolo Vinciano»
Музей «Cenacolo Vinciano»

Спасение с помощью новой техники?

В начале 1980-х годов была предпринята последняя на сегодняшний день попытка сохранить от гибели этот шедевр. По оценкам специалистов-реставраторов, от него еще сохранилось 70%. Вооружившись пинцетом и скальпелем, историк искусства Джузеппина Брамбилла при свете свечей пытается со всей тщательностью удалить налет грязи и краски.

Леонардо изобразил Христа, а слева и справа от него по две группы из трех
учеников. Жестами и взглядами они тесно связаны друг с другом. Художник
стремился в «Тайной вечере» к объединению пространства и фигур. В Миланском
доминиканском монастыре он отказался от испытанного метода фресок
и вернулся к немасляной темпере.

Прославленная «Тайная вечеря» Леонардо: легко разведенные руки ставят Христа в центр композиции, а юноши, находящиеся в группах по три, оживленно обсуждают пророчество о скором предательстве.
Прославленная «Тайная вечеря» Леонардо: легко разведенные руки ставят Христа в центр композиции, а юноши, находящиеся в группах по три, оживленно обсуждают пророчество о скором предательстве.

Поразительное открытие

Современные раставраторы, стараясь побороть влажность, грибок и опасные бактерии, тоже делают поразительные открытия. Их усилиям мы обязаны тем, что можем снова видеть выразительные профили Апостолов. И сейчас блестящие оловянные тарелки с
бликами от цветных одежд и золотистый напиток в бокалах говорят нам о виртуозном обращении Леонардо с цветом. «Возбуждающим средством, которым потрясает спокойная Тайная вечеря, являются слова Учителя: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Когда они высказаны, то все собрание приходит в смятение, а Он склоняет главу, уходя в себя», — писал Гете, посетив доминиканский монастырь.

Леонардо да Винчи: «Тайная вечеря»
«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: Истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». По жестам учеников можно догадаться о том, как они воспринимают эти слова.

Леонардо да Винчи: «Тайная вечеря»

 

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.