История создания ТУ-16

1
Ту- 82 - первый советский реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом. В серию эта машина не пошла , но полученный при ее проектировании и испытаниях опыт был использован в ходе создания «самолёта 88» - будущего Ту-16.

История создания ТУ-16

На протяжении нескольких десятилетий Ту -16 составлял основу дальней и морской ракетоносной авиации, на базе этого бомбардировщика был спроектирован первый советский реактивный авиалайнер Ту-104.

Трудная конкуренция:

Создание реактивного фронтового бомбардировщика ОКБ А.Н.Туполева проиграло Ильюшинской фирме.

В отличие от массового Ил-28 бомбардировщик Ту-14 строился ограниченной серией и использовался только в авиации ВМФ.

Обе фирмы вели проработку дальних машин, опираясь на опыт, полученный при создании реактивных фронтовых бомбардировщиков.

ОКБ Ильюшина, имея официальное Постановление Совета министров СССР, спроектировало Ил-46 — увеличенный вариант Ил — 28.

Развитием Ил-46 должен был стать самолет со стреловидным крылом, но он уже не потребовался, так как конструкторы туполевекой фирмы предложили революционный по тому времени «самолёт 88».

История создания ТУ-16 :

А.Н.Туполева не без основания принято считать консерватором, однако первым советским бомбардировщиком со стреловидным крылом стал Ту-82. Результаты испытаний Ту-82 убедили Туполева в необходимости проектирования дальнего бомбардировщика со стреловидным крылом.

В 1949 — 1950 годах в ОКБ разработали в инициативном порядке несколько проектов бомбардировщиков. На этом этапе определились основные параметры планера и силовой установки.

Проектированию дальнего бомбардировщика Туполев уделял особое внимание, обоснованно считая такие самолёты «своей вотчиной» . Рассматривалось несколько вариантов компоновки самолета- с двумя и четырьмя двигателями, с велосипедным шасси.

Облик будущего Ту-16 начал вырисовываться к лету 1950 года, а уже 10 июня проектирование дальнего бомбардировщика в ОКБ А.Н.Туполева было узаконено Постановлением Совета министров СССР.

Ту- 82 - первый советский реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом. В серию эта машина не пошла , но полученный при ее проектировании и испытаниях опыт был использован в ходе создания «самолёта 88» - будущего Ту-16.

Ту- 82 — первый советский реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом. В серию эта машина не пошла , но полученный при ее проектировании и испытаниях опыт был использован в ходе создания «самолёта 88» — будущего Ту-16.

 

В качестве силовой установки выбрали два самых мощных в мире на тот момент ТРД АМ-3 конструкции А.А.Микулина . Оригинальное решение установить двигатели в районе стыка крыла и фюзеляжа предложил сын патриарха отечественного авиастроения А.А.Туполев, тогда ещё совсем молодой конструктор.

Стреловидное крыло в сочетании с мощными двигателями и хорошей аэродинамикой позволяли получить высокую скорость полёта, однако самым большим недостатком Ту-16 на протяжении всей его карьеры была недостаточная дальность. Строго говоря, Ту-16 дальним бомбардировщиком не являлся — это самолёт средней дальности для войны в Европе. На Западе аналогов у Ту-16 было совсем немного, а век их оказался коротким . Впрочем, в 1950-е годы и в СССР никто не предполагал, что Ту-16 прослужит до начала 21-го века.

Первый прототип собрали на опытном производстве ОКБ в конце 1951 года . Первый полёт на «88 -01» экипаж летчика — испытателя Н.С.Рыбко выполнил с аэродрома ЛИИ 27 апреля 1952 года. «88 -1» строился с большим запасом по прочности и получился перетяжелённым. Как следствие, машина не показала заявленные лётные данные.

Конструкцию дублёра «88 -2» значительно облегчили. Первый полёт второй прототип выполнил 6 апреля 1953 года. Именно «88-2» стал эталоном для серийного производства.

 

Генеральный конструктор А.Н.Туполев.

Генеральный конструктор А.Н.Туполев. В 1870-е годы авиационные КБ получили в дополнение к «полуоткрытым» обозначениям в виде номерных «почтовых ящиков» несекретные наименования. Возглавляемое патриархом советской авиации КБ стало называться Московский механический завод «Опыт».

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ту-16 это простая и надёжная машина, можно сказать долгожитель наших ВВС, в Китае до сих пор летает, построенный по нашей лицензии, правда называется по другому.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.