Ил-78 Модификации

0
Ил -78М ВВС России.
Ил -78М ВВС России.

Ил-78 Модификации

 

Прототипы

Первый прототип Ил-78 (СССР-76556) выполнил первый полет 26 июня 1983 года на заводском аэродроме Ташкентского авиационного производственного объединения им.В.П.Чкалова (ТАПОиЧ).

До 1999 года самолет был задействован в различных программах летных испытаний, после чего его передали в 203-й отдельный гвардейский полк самолетов-заправщиков, дислоцированный на авиабазе Дягилева под Рязанью. В программе летных испытаний также принимал участие доработанный первый прототип военного Ил-76 (СССР-76501 ), который оборудовали двумя подкрыльевыми узлами для подвески УПА3. От Ил-76МД прототип Ил-78 отличается доработанными крылом, топливной системой, бортовым оборудованием.

Отработка дозаправки в воздухе самолета Ту-160 от Ил -78, снимок сделан в конце 1980-х годов.
Отработка дозаправки в воздухе самолета Ту-160 от Ил -78, снимок сделан в конце 1980-х годов.

Оборонительное вооружение не установлено, а на месте стрелка оборудовано рабочее место оператора дозаправки в воздухе, под хвостовой частью фюзеляжа смонтированы две мощные фары для подсветки нижней поверхности самолета во время выполнения ночной дозаправки в воздухе.

 

ИЛ-78

Серийное производство самолетов-заправщиков Ил-78 велось параллельно с выпуском транспортных самолетов Ил-76 на ТАПОиЧ. Всего построено 52 Ил-78 всех модификаций, включая 32 Ил-78. При необходимости заправщик Ил-78 путем демонтажа УПАЗ и фюзеляжных баков может быть в аэродромных условиях за 6-8 часов конвертирован в транспортный самолет; обратная доработка занимает 10-12 часов.

Первый серийный Ил-78 (СССР-76607) построен весной 1984 года . На Ил-78 установлены три заправочных агрегата УПАЗ-1 производительностью 2300 л / мин.

 

Ил-78М

Разработка улучшенного варианта Ил-78 началась в конце 1984 года. Самолет проектировался как «чистый» заправщик без возможности конвертации в транспортный вариант. На Ил-78М отсутствует хвостовой грузовой люк и специальное десантно-транспортное оборудование; масса пустого снаряженного снижена на 5 т; грузовая кабина выполнена негерметичной; вместимость установленных в грузовой кабине баков увеличена до 36 т (на 8 т больше, чем у Ил-78); максимальная взлетная масса самолета Ил-78М — 210 000 кг. На Ил-78М установлены три модернизированных агрегата УПАЗ-1М производительностью 2900 л/мин, изменена конструкция фюзеляжного пилона.

На удалении 1800 км от аэродрома базирования самолет способен отдать 60-65 т топлива, на расстоянии 4000 км — 32-35 т топлива.

Внешне Ил-78 практически ничем не отличается от Ил-78М. Проще всего отличить самолеты по окраске - большинство Ил-78 было окрашено в цветовой гамме авиакомпании «Аэрофлот », но после выполнения капитального ремонта Ил-78 стали окрашивать по «военной» серо-белой схеме.
Внешне Ил-78 практически ничем не отличается от Ил-78М. Проще всего отличить самолеты по окраске — большинство Ил-78 было окрашено в цветовой гамме авиакомпании «Аэрофлот », но после выполнения капитального ремонта Ил-78 стали окрашивать по «военной» серо-белой схеме.

Прототип Ил-78М (СССР-76701) выполнил первый полет на заводском аэродроме ТАПОиЧ 7 марта 1987 года, самолет остался в собственности ОКБ им.С.В.Ильюшина и эксплуатировался до 1999 года, когда был списан.

На вооружение ВВС СССР самолеты Ил-78 и Ил-78М были приняты одновременно — 1 июня 1987 года . Первый серийный Ил-78М (СССР78822) передан ВВС в декабре 1989 года, последний (б/н 36) — в ноябре 1991 года. Всего построено 13 Ил-78М.

 

Ил-78Э

Построен один самолет для ВВС Ливии, в целом аналогичен 78-му Илу.

 

Ил-78МКИ

Построено шесть самолетов для ВВС Индии.

Ил-78МКИ ВВС Индии выпол няет демонстрационный полет с имитацией дозаправки истребителей Мirage 2000.
Ил-78МКИ ВВС Индии выпол няет демонстрационный полет с имитацией дозаправки истребителей Мirage 2000.

Ил-78МКИ оснащен ТРДД ПС-90А-76; вместимость фюзеляжных баков 30 т; на самолете установлена система дозаправки в воздухе израильского производства и французское БРЭО. При необходимости Ил-78МКИ может быть конвертирован в транспортный самолет — масса полезной нагрузки в транспортном варианте составляет 52 т. Самолеты переданы ВВС Индии в 2003-2006 годах. В 2010 году Индия объявила конкурс еще на шесть заправщиков для своих ВВС. В сравнительных испытаниях приняли участие Ил-78 и Airbus А330МRTT Победителем конкурса в 2012 году объявили А330МRTT. Впрочем, говорить о победе А330МRТТ можно только тогда, когда с ВВС Индии будет заключен контракт. Особенностью индийских конкурсов является постоянный пересмотр их итогов. Результаты первого конкурса 2009 года, в котором победителем также оказался А330МRТТ, были аннулированы, после чего в 2010 году соревнование началось заново. В мировых СМИ уже упоминается о намерении Индии в третий раз провести конкурс на поставку шести самолетов-заправщиков.

Ил -78 выполнил посадку на авиабазе Дягилева под Рязанью.
Ил -78 выполнил посадку на авиабазе Дягилева под Рязанью.

 

Ил-76МД в варианте заправщика

Один Ил-76МД ВВС Ирака в 1988 году был доработан без участия советских специалистов для дозаправки ударных самолетов МиГ-27 и Су-22М4 (доработки истребителей-бомбардировщиков также выполнялись местными специалистами).

Единственный УПАЗ смонтировали на центральной створке хвостового грузового люка.

 

Ил-78МП

Обозначение Ил-78МП получили четыре самолета Ил-78, поставленных Украиной в 2009-2012 годах ВВС Пакистана.

Предварительно Ил-78 прошли ремонт на Николаевском авиаремонтном предприятии.

Еще три Ил-78 Украина продала Китаю, однако эти самолеты особого обозначения не получили. Первый Ил-78, отремонтированный в Николаеве для Китая, передан заказчику в 2014 году. В середине 2000-х годов Китай планировал закупить четыре новых Ил-78 в одной партии с 34 Ил-76МД, однако ТАПОиЧ выполнить такой заказ не могло, и контракт на поставку новых Ил-ов для Китая заключен не был.

 

Ил-78М2 (Ил-478)

Самолет-заправщик, спроектированный на основе транспортного самолета Ил-476, получил обозначение Ил-78М2 (Ил-478).

Ил -78М ВВС России.
Ил -78М ВВС России.

Производство Ил-476 налажено на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. Сборка первого Ил-78М2 началась в 2014 году, первый полет был запланирован на 2015 год.

Ил-78М2, как и Ил-476, оснащается ТРДД ПС-90А-76 тягой по 14 500 кгс; предусмотрена возможность конвертации заправщика в транспортный самолет. БРЭО и приборное оборудование кабины экипажа аналогично оборудованию самолета Ил-476. На расстоянии 1800 км от аэродрома базирования Ил-78М2 способен отдать 60-65 т топлива, на расстоянии 4000 км — 32-35 т. В рамках госпрограммы вооружений на период до 2020 года ВВС РФ намерены приобрести 40 самолетов Ил-78М2, начало поставок намечено на 2016 год.

 

Проекты

По заказу ВВС СССР проектировался неконвертируемый самолет-заправщик Ил-78В и его конвертируемый вариант с увеличенной емкостью топливных баков и агрегатами УПА3-МК-32В, а также Ил-78МК — вариант заправщика Ил-78М, конвертируемый в транспортный самолет. Разработка Ил-78МК была завершена в 1993 году, заказов от ВВС России из-за недостатка средств не последовало, но наработки по Ил-78МК использовались при создании Ил-78МКИ.

Ил -78М выруливает на старт. Предстоит совместная работа с перехватчиками авиабазы Хотилово .
Ил -78М выруливает на старт. Предстоит совместная работа с перехватчиками
авиабазы Хотилово.
Ил -78М на посадке. Интерцепторы используются как воздушные тормоза для сокращения пробега.
Ил -78М на посадке. Интерцепторы используются как воздушные тормоза для сокращения пробега.
Отработ ка дозаправки в воздухе перехватч икав МиГ-31ДЗ от танкера Ил -78 М.
Отработка дозаправки в воздухе перехватчиков МиГ-31ДЗ от танкера Ил -78 М.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.