Ил-78 Конструкция

0
Носовая часть фюзеляжа Ил-78М.
Носовая часть фюзеляжа Ил-78М.

Ил-78 Конструкция

Самолет-заправщик Ил-78 разработан на основе военно-транспортного самолета Ил-76МД, от которого отличается конструкцией крыла, хвостовой части фюзеляжа, топливной системой и рядом бортовых систем.

Ил-78 представляет собой цельнометаллический высокоплан с крылом умеренной стреловидности и стреловидным Т-образным хвостовым оперением.

 

Фюзеляж:

типа полумонокок круглого сечения, имеет максимальный диаметр 4,8 м.

В носовой части фюзеляжа находится двухпалубная кабина экипажа. На верхней палубе размещены рабочие места командира, второго пилота, бортинженера и радиста, отсек для лиц, сопровождающих груз или пассажиров.

Носовая часть фюзеляжа Ил-78М.
Носовая часть фюзеляжа Ил-78М.

Штурман располагается на нижней палубе, предусмотрено место для второго штурмана. Кабина экипажа отделена переборкой от герметизированной грузовой кабины. Высота грузовой кабины 3,4 м, ширина 3,45 м, длина без учета рампы 20 м (с рампой 24,5 м). В грузовой кабине установлены топливные баки цилиндрической формы. При необходимости баки за несколько часов могут быть демонтированы в аэродромных условиях. В грузовой кабине Ил-78 имеется дверь по правому борту, на Ил-76 дверей две — по левому и правому бортам. Грузовая кабина завершается люком, который закрывается опускаемой рампой — трапом, двумя боковыми створками и средней створкой, убирающейся вверх. Пространство в районе грузового люка не герметизируется. Под полом грузовой кабины имеются багажные отсеки. Грузовая кабина самолета Ил-78М не герметизирована, хвостовой грузовой люк отсутствует, демонтаж топливных баков из грузовой кабины не предусмотрен.

Кабина летчиков самолета Ил -78 М.
Кабина летчиков самолета Ил -78 М.

Герметизированная кабина оператора кормовой стрелковой установки расположена в самом хвосте фюзеляжа в основании киля. Кабина оператора дозаправки отделена от негерметичного отсека грузовой кабины переборкой с дверью, по правому борту в кабине оператора дозаправки стрелка имеется аварийный люк-дверь.

 

Крыло:

трапециевидное в плане, стреловидностью 25′ по линии четверти хорд с установочным углом атаки 4′, технологически разделено на центроплан, две средние и две отъемные части. Механизация каждой консоли крыла состоит из предкрылков, трехщелевых закрылков, тормозных щитков и интерцепторов.

 

Хвостовое оперение:

Т-образное, включает киль с рулем направления и переставной стабилизатор с разрезным рулем высоты.

Хвостовая часть фюзеляжа самолета Ил-78М.
Хвостовая часть фюзеляжа самолета Ил-78М.

 

Шасси:

пятиопорное, обеспечивает эксплуатацию самолета с грунтовых аэродромов. Все опоры четырехколесные, с поперечным расположением колес.

Носовая поворотная опора убирается в фюзеляж. Основные опоры установлены попарно, друг за другом, в боковых обтекателях-спонсонах, убираются в ниши, расположенные под полом грузовой кабины. Ниши шасси полностью закрываются створками после уборки и выпуска опор.

Шасси и силовая установка заправщиков Ил-78/78М идентичны шасси и двигателям военно-транспортного самолета Ил-76МД
Шасси и силовая установка заправщиков Ил-78/78М идентичны шасси и двигателям военно-транспортного самолета Ил-76МД.

 

Силовая установка:

включает четыре ТРДД Д-30КП-2 тягой по 12 000 кгс с устройствами реверса тяги.

Двигатели расположены на пилонах под крылом. В левом боковом спонсоне установлена ВСУ ТА-6А, предназначенная для питания бортовой электроаппаратуры при выключенных основных двигателях и для запуска двигателей.

 

Система управления:

жесткая, с необратимыми гидроусилителями во всех каналах, имеется аварийная ручная система управления. Особенностью системы управления является объединение гидроусилителей, баков с рабочей жидкостью и приводов поверхностей управления в единые конструктивные блоки.

Органы управления — штурвальные колонки, педали и РУДы. Управление самолетом, за исключением РУД, полностью дублировано у командира и второго пилота; двигателями управляет бортинженер.

Система автоматического управления САУ-1Т-25 обеспечивает автоматическое и директорное самолетовождение по заданному маршруту и заход на посадку до высоты 60 м.

Приборное оборудование кабины выполнено с использованием аналоговых приборов шкального типа.

 

Целевое оборудование:

включает пилотажно-навигационный и прицельный комплекс ПНПК-76 «Купол-76», РЛС обзора земной поверхности «Корунд», метео-РЛС «Гроза-40» . В состав радиотехнического оборудования входят радионавигационные системы, приемо-передающие радиостанции КВ и УКВ диапазона, ответчик системы госопознавания.

Вид на кабину оператора дозаправки из кабины дозаправпяемого истребитепя.
Вид на кабину оператора дозаправки из кабины дозаправляемого истребителя.

Самолет оборудован системой предупреждения об электромагнитном облучении. На самолете установлена радиосистема ближней навигации «Встреча», обеспечивающая подход заправляемых самолетов к танкеру, радиус действия системы РСБН-75 «Встреча» составляет порядка 300 км.

 

Полезная нагрузка:

на самолете установлены три универсальных заправочных агрегата УПАЗ-1 производительностью 2200 л/мин (на Ил-78М установлены агрегаты УПАЗ-1М производительностью 2340 л/мин), два агрегата смонтированы на пилонах под крылом, один — на консольном пилоне по левому борту в хвостовой части фюзеляжа.

Главной полезной нагрузкой самолета является топливо, запас топлива в крыльевых баках-кессонах составляет 84840 кг; вместимость двух баков, установленных в грузовой кабине, составляет 2800 кг (у Ил-78М — 36000 кг).

УПАЗ в рабочем положении, головной обтекатель смещен вперед. Ведется перекачка топлива дозаправляемому от Ил-78М истребителю.
УПАЗ в рабочем положении, головной обтекатель смещен вперед. Ведется перекачка топлива дозаправляемому от Ил-78М истребителю.

Возможна дозаправка самолетов от Ил-78 на аэродроме через четыре точки дозаправки (по два с каждого борта фюзеляжа), через данные горловины выполняется «обратный процесс» — заправка Ил-78.

Самолеты Ил-78/78М нередко используются для перевозки топлива в удаленные районы. На удалении от аэродрома самолет-заправщик способен отдать 60-65 т топлива, на удалении 2500 км — 32-36 т. От Ил-78/78М может дозаправляться один тяжелый самолет (Ту-160, Ту-95МС, А-50, Ил-80) или одновременно два самолета фронтовой авиации или авиации ПВО (Cy-24M/MP, Су-34, МиГ-29СМТ, МиГ-35, МиГ-31Д3/БМ, Су-30, Су-30СМ, Су-35, Т-50).

После демонтажа фюзеляжных баков Ил-78 может быть использован как обычный транспортный самолет, масса перевозимой полезной нагрузки составляет 47000 кг (как у Ил-76МД).

 

Тактико-технические характеристики Ил-78

Экипаж                                                                  7 человек

Размеры, м:

длина                                                        46,60

высота                                                       14,76

размах крыла                                            50,50

Площадь крыла, кв.м                                            300,0

Масса, кг:

пустого снаряженного                                98 000

максимальная взлетная                            190 000

максимальная посадочная                        151 000

Максимальная скорость, км/ч                               850

Крейсерская скорость, км/ч                                  750

Практический потолок, м                             12 000

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.