Ил-78 История создания

1
Ил-78 История создания
Ил-78 История создания

Ил-78 История создания

Ил-78 История создания
Ил-78 История создания.

Первые опыты по дозаправке самолетов в воздухе проводились еще в 1920-е годы, но в силу несовершенства тогдашней техники практического применения не нашли. Ил-78 История создания:

После окончания Второй мировой войны работы по увеличению дальности полета путем дозаправки самолетов в воздухе развернулись в США, Великобритании и СССР. В нашей стране изначально с помощью дозаправки пытались увеличить дальность полета бомбардировщиков.

Система дозаправки «с крыла на крыло» была доведена до практической реализации, и ВВС получили самолеты-заправщики, сделанные на основе бомбардировщиков Ту-16. Дозаправка «с крыла на крыло» даже в исполнении опытных летчиков оставалась весьма рискованной операцией. Большей безопасностью отличалась принятая на Западе система «шланг-конус».

Единственным специализированным самолетом-дозаправщиком ВВС России является Ил -78/78М.
Единственным специализированным самолетом-дозаправщиком ВВС России
является Ил -78/78М.

В СССР работы по системе «шланг-конус» начались в конце 1940-х годов . Однако система создавалась не для дозаправки, а для буксировки истребителя бомбардировщиком.

В ОКБ А.С.Яковлева разработали и испытали системы буксировки истребителя Як-25 (первого с таким обозначением) бомбардировщиком В-25 и истребителя МиГ-15 бомбардировщиком Ту-4. Вариант Ту-4/МиГ-15 успешно с технической точки зрения прошел войсковые испытания, но выдержать длительный полет в неотапливаемой кабине истребителя (двигатель на время буксировки выключался) мог не всякий летчик.

Следующим логичным шагом стало:

Дополнение системы буксировки системой дозаправки. Такой шаг ОКБ А.С.Яковлева сделало, но система получилась излишне сложной и не очень надежной.

Летные испытания системы дозаправки МиГ-15бис от Ту-4 проходили в 1955 году, когда острая необходимость в дозаправке самолетов тактической авиации уже отпала.

Американцам в случае войны в Европе пришлось бы перебрасывать истребители и штурмовики через Атлантику, что без дозаправки в воздухе сделать быстро невозможно, поэтому работы по самолетам-заправщикам в США имели высочайший приоритет.

Система дозаправки в воздухе
Система дозаправки в воздухе.

Переброску фронтовых самолетов ВВС СССР с одного конца Евразии на другой можно было выполнять методом «nрыжков» от аэродрома к аэродрому. Перебазирование авиации на большие расстояния было хорошо отработано — ежегодно хотя бы один полк, а то и целая дивизия перебазировались из Европейской части Союза на Дальний Восток. Дозаправка же долгое время была востребована лишь в Дальней Авиации.

Ситуация изменилась в конце 1970-х годов.

Тогда было принято решение об оснащении в перспективе всех самолетов фронтовой авиации (Су-24М, МиГ-29, Су-27) и перехватчикав МиГ-31 системами дозаправки в воздухе. Весьма скромный и не самый совершенный парк заправщиков Дальней Авиации с такой работой справиться не мог. Проблему попытались частично разрешить с помощью превращения в заправщик бомбардировщика Су-24М. В НПО «Звезда» под руководством Г.И.Северина разработали для Су-24М подвесной заправочный агрегат, который затем был доработан в универсальный, пригодный для установки на разные типы самолетов. Несмотря на кажущуюся простоту, создание и доводка УПАЗ заняла много времени и сил, но работы окупились сторицей.

В качестве платформы для самолета-заправщика был выбран транспортный Ил-76. Проработка варианта заправщика началась в 1968 году, за три года до первого полета прототипа Ил-76. Увы, первые Ил-76 для конвертации в заправщики были малопригодными из-за недостаточной полетной массы. Зато Ил-76МД с максимальной взлетной массой 190 т позволял отдавать в воздухе приемлемое количество топлива на больших удалениях от аэродрома базирования.

Задание на разработку самолета-заправщика Ил-78 ОКБ С.В.Ильюшина получило весной 1982 года. Главным конструктором заправщика стал Р.П.Папковский. Самолет сделали очень быстро, хотя в конструкцию Ил-76, особенно его крыла и топливной системы, пришлось внести значительные изменения.

Первый полет прототип Ил-78 выполнил 26 июня 1983 года, а летом 1984 года завершились его Государственные испытания.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Пассажирские самолёты Ил-86 самые надёжные с мире, это я знаю точно. Там по статистике вообще ни одной катастрофы не было.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.