Бургосский собор — собор Богоматери в Бургосе

0
Башни собора Бургос

Бургосский собор

Родриго Диас де Бивар принадлежал к числу тех испанских грандов, что пройдут через огонь и воду. Когда король Альфонс изгнал его из пределов Кастилии, у благородного рыцаря не оказалось средств для похода его войска. Пришлось попросить денег у ростовщиков, предложив в залог два сундука, полных чистого золота. Рахиль с Иудой
выдали ему залог, вовсе не подозревая, что лари были набиты песком и камнями! Возможно, что возвращение «долга чести» после одержанных блистательных побед — не более чем прекрасная легенда, нужная для того, чтобы превратить Родриго, называемого испанцами Кампеадор (Ратоборец), а маврами Сид (господин) в идеального героя испанского рыцарства.

Родриго Диас де Бивар
Родриго Диас де Бивар

Французские образцы

Свой последний приют победитель мавров обрел рядом с супругой под средокрестием
прославленного собора в Бургосе, при жизни Сида бывшего столицей королевства Кастилии. В огромном храме, строительство которого затянулось с 1221 года до самого XVI века, стоят и легендарные «сундуки Сида» — обтянутые тисненой кожей, с тяжелыми металлическими замками и даже сегодня до краев наполненные камнями
и песком.

Бургосский храм, Бургосский собор

Первый камень трехнефной базилики с двубашенным фасадом, обходным хором и венцом капелл заложил знаменитый Энрике, уже прославившийся к тому времени как архитектор собора в Леоне. Бургосский храм — король Филипп 11 назвал его «творением ангелов» — был основан уроженцем Англии епископом Маурисио (о нем напоминает надгробие в середине хора, выполненное во французском городе Лиможе). Когда камнерезы взялись за работу, они опирались на самые знаменитые образцы французской храмовой готики — Бурж и Реймс.

Прорезные верхушки башен

Высота башен, надстроенных в XV веке, — 84 метра. Их портальные части украшены множеством скульптур. Для строительства был приглашен немецкий зодчий Иоганнес из Кельна, выполнивший также проект окна-розы. Хуан де Колонна, как его скоро стали называть на кастильском наречии, принес со своей родины технику прорезных
башен, украсивших королевский город-резиденцию на берегу Арлансона, обязанный своим названием кондестаблям Бургоса. О благородных основателях и сегодня напоминают руины замка.

Башни собора Бургос, Бургосский собор
Бургосский собор

Драгоценная резьба по слоновой кости

Зодчий с берегов Рейна выбрал для постройки светлый, несколько желтоватый
камень — кажется, что башни храма, местами напоминающего крепость,
вырезаны из слоновой кости. У основания башни соединены между собой
изящными галереями сводчатых арок.

В исторический центр Бургоса, где ныне стоит гарнизон и находится духовная
семинария, можно войти через городские ворота Арко де Санта-Мария,
украшенные статуями кастильских судей и героев. Сразу у входа — квадратная
площадь Санта-Мария, ошеломляющая своей плотной средневековой застройкой.

Главным входом в собор служит богатый скульптурами портал Пуэртадель-Сарменталь, причем его башня над средокрестием тоже прорезная. Восьмиугольник 50-метровой высоты восхищает богатством орнаментов. В среднем нефе покоятся останки Сида и
его супруги Химены. Типично испанские добавления к собору — многочисленные
капеллы, которые по принятой в этой стране манере пристраиваются с течением времени. Уникальной считается капилья дель Сантиссимо-Кристо, где древнее распятие Эль Кристо де Бургос выполнено из кожи буйвола. В третьей капелле (Реликварий), хранится глубоко почитаемый образ Пресвятой Девы из Оки, созданный, вероятно, в XVI веке. В капелле Санта-Текла работы де Чурригера в левом боковом
приделе привлекут внимание крестильная купель ХП века, большой главный
алтарь и богатый декор в стиле рококо. В сакристии посетитель увидит изображение
Марии Магдалины работы Джиана Петрино, ученика Леонардо да Винчи.

Бургосский собор
Бургосский собор

О Родриго Диасе де Биваре в капелле Санта-Ана напоминает позднеготический
памятник и верх алтаря с изображением родословия Христа. Слева в поперечном
нефе находится наружная Золотая лестница (1519), ведущая к Пуэрта де ла Коронерия. Эта большая двойная лестница украшена многочисленными рельефами. На восточной стороне к ней примыкает Пуэрта де ла Пелетрия, построенная в 1516 году под руководством Франсиско де Колонна в стиле «платереско».

Юмор в стенах храма

Капилья майор интересна своим ренессансным алтарем, а капелла дель Кондестабле, созданная Симоном де Колонна, — надгробиями, статуей Святого Иеронима и триптихом. Эта часть храма была построена в 1494 году для кондестабля Педро Эрнандеса де Веласко.

Здесь находятся надгробия правителя и его супруги. Кроме того, здесь возвышается деревянный резной алтарь Святой Анны (а на окнах сохранились древние витражи). Скульптуры XIV и XV веков украшают Пуэрта дель Клаустро. Она ведет в обходную галерею, ныне Музей епископства. Скамьи хора сделаны из резного орехового дерева
с интарсией из буковой древесины. Вместе с рельефами алтаря, выполненными
из белого камня, они украшают пространство хора.

Наряду с обширным собранием церковного искусства собор в Бургосе имеет кроме сундука Сида еще один курьез: смешная фигура, Papamoscas (пожиратель
мух), уже многие столетия отбивает часы в основном нефе. Жители Бургоса, говорящие, как считается, на чистейшем кастильском, умеют высоко ценить юмор. Особенно когда речь заходит об отвратительном кастильском климате: «Девять месяцев зимы, три месяца ада» — гласит крылатое выражение, в справедливости которого очень скоро может убедиться любой посетитель.

Пожиратель мух, Бургосский собор
Papamoscas (пожиратель мух). Бургосский собор.

Вид собора изнутри:

Спасибо за внимание, редакция сайта Fotovatka.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Прикрепить картинку.